За 9 месяцев нынешнего года банки получили солидные прибыли и даже нарастили кредитный портфель. Но это на поверхности. А в глубине – необходимость подчищать хвосты из старых и уже новых проблемных кредитов, потребность привлекать вкладчиков, которые не особо рвутся открывать длинные депозиты при нынешних ставках. И еще – диджитализация же! Много вызовов. И да, еще ж ускорившаяся инфляция, которая сильно портит сон топ-менеджерам банков.
У банков пока все неплохо. Вернее, все очень даже хорошо, о чем свидетельствует рейтинг надежности от Dengi.ua. Похоже, что финансовый рынок полностью адаптировался к новым ковидным реалиям. Поэтому никакие карантинные качели банкиров уже не пугают.
Во-первых, ограничения красных зон на банки никак не влияют. Отделения работают в обычном режиме и обслуживают клиентов. Во-вторых, практически все украинские банки за более чем полтора года пандемии смогли запустить системы дистанционного обслуживания и наладить их работу. Как минимум, это – онлайн-банкинг, а нередко вдобавок к нему – и приложения для мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Так что недостатка в банковских сервисах клиенты точно не испытывают.
Вот у банков и случился действительно урожайный год. Доходы растут, прибыль – тоже. Да и с накопившимися проблемами прошлого банки активно разбираются, сокращая отчисления в резервы и расчищая кредитные портфели.
Прибыль выше ожиданий
По данным Национального банка за 9 месяцев 2021 года, чистая прибыль прибыльных банков превысила 51,6 млрд. грн. Это на 37% больше, чем годом ранее. «Рекордная прибыльность вызвана существенным ростом процентных и комиссионных доходов, а также снижением отчислений в резервы», – объясняет Сергей Наумов, председатель правления Ощадбанка.
Наиболее прибыльными по итогам 9 месяцев 2021 года стали ПриватБанк, Райффайзен Банк (он, кстати, убрал из названия слово «Аваль»), Сбербанк (он – из-за раскрытия ранее сформированных кредитов), ПУМБ и Универсал Банк. Кстати, Сбербанк нынче меняет название – после проигрыша серии судов Ощадбанку относительно прав на торговую марку. Будет называться АО «Международный резервный банк» (МР Банк).
Число убыточных банков сократилось до семи. В первом полугодии их было восемь. Наибольший убыток в системе по-прежнему у Правэкс Банка. Следом за ним по размеру убытка – Проминвестбанк, Юнекс Банк, БТА Банк, Украинский банк реконструкции и развития. Ни у одного из них отчисления в резервы не являются причиной убытков.
Чего ждать по итогам всего 2021 года? Банкиры прогнозируют, что по сравнению с 2020 годом прибыль всей системы вырастет минимум на 20–25%.
Основным источником заработка банков остаются все же процентные доходы. Их объем в январе–сентябре превысил 122 млрд. грн. Сумма комиссионных доходов – вдвое меньше, 66 млрд. грн. В то же время, темпы роста комиссионных доходов ощутимо ниже, чем процентных – 9,8% и 34,6% соответственно по сравнению с 9 месяцами 2020 года.
Но стоит заметить, что за январь–сентябрь 2020 года по отношению к аналогичному периоду 2019 года процентные доходы упали на 3,7%, что было связано с сокращением объемов кредитования. В то же время, в течение всего 2021 года банки, наоборот, наращивают кредитные портфели, что отражается на их процентных доходах.
С комиссионными доходами ситуация, как на ладони. РКО, онлайн-платежи и прочие текущие операции приносят банкам все больше и больше. В итоге доля комиссионных доходов на 1 октября превысила 34%. Годом ранее их доля была на уровне 20%. Наиболее активный в этом направлении – Ibox Bank, который нарастил втрое за последний год остатки на счетах юрлиц. Это результат того, что банк специализируется на транзакционном бизнесе в том числе, обслуживает финтех-компании, которые предоставляют услуги переводов и платежей, а также микрокредитования. Бизнес-модель транзакционного банкинга стала причиной того, что мы включили Ibox Bank в рейтинг небольших и средних розничных банков, так как он фактически розничным и является. Банк – член четырех внутриукраинских платежных систем и шести международных. Представляя результаты 9 месяцев текущего года, предправления Ibox Bank Петр Мельник заявил: «Наши основные финансовые показатели подтверждают, что стратегия транзакционного бизнеса максимально эффективна с точки зрения нахождения устойчивой позиции на рынке и масштабирования бизнеса в ее рамках. Это открывает нам возможности для дальнейшего развития наших стратегических направлений: IT-ресурса, безопасности и финансовой устойчивости». В общем, стремительное развитие этого банка как раз и является иллюстрацией тренда на расширение значимости транзакционного направления в украинских банках.
Генеральная уборка продолжается
В целом, позитивные изменения происходят и в кредитных портфелях. Сократилась сумма, которую банки перечислили в резервы – по итогам 9 месяцев она уменьшилась на 29% по сравнению с 2020 годом.
Кроме того, продолжается расчистка накопленных у банков проблемных долгов. По данным НБУ, на начало 2021 года доля неработающих кредитов (NPL) в банковской системе составляла 41%. К концу сентября она снизилась до 33,3%.
Наибольший объем NPL до сих пор висит на балансе у государственных банков. Таких займов там 275 млрд. грн., или около 51% (по отношению к их кредитному портфелю). Только в одном ПриватБанке 175 млрд. грн. проблемных кредитов. В банках с иностранным капиталом доля NPL – на уровне 20,5%, в остальных банках – 10,5%.
Тем не менее, сумма NPL сокращается довольно медленно. Андрей Волков, управляющий партнер компании Investohills Partners, объясняет: это связано с тем, что практически все банки (независимо от собственников) стараются решать вопросы с проблемными заемщиками своими силами. «Особенно это касается госбанков. Они, скорее, будут держать NPL у себя на балансе, чем продадут его с дисконтом даже в размере 3%. Менеджмент госбанков опасается, что его обвинят в нанесении ущерба государству», – говорит Андрей Волков.
Проблемные кредиты создают нагрузку на финансовое состояние банков и снижают их прибыльность. А в случае с госбанками NPL еще и тормозят процесс приватизации. И если с корпоративными клиентами банкиры еще хоть как-то работают (судятся, арестовывают залоги), то взыскание с розничных клиентов затягивается на годы, и порой все равно ни к чему не приводит.
«Как можно раньше предпочитают избавляться от портфелей розничных проблемных долгов иностранные банки. Иногда даже после нескольких месяцев неплатежей. А вот госбанки розничные кредиты практически не продают», – уточняет Андрей Волков.
Впрочем, даже если борьба с долгами будет идти такими темпами, как в 2021 году, то в 2022-м ее объем может сократиться до 25%.
Суды и стресс-тесты
Проблемных банков в третьем квартале, к счастью, не прибавилось. Но у Фонда гарантирования вкладов и без того забот хватает. В состоянии ликвидации находится 46 банков, их которых ФГВФЛ пытается выжать хоть что-то для погашения долгов перед кредиторами.
По данным Фонда, реализация активов неплатежеспособных банков за 9 месяцев 2021 года принесла 1,8 млрд. грн. За весь 2020 год сумма поступлений от продажи активов составила 4 млрд. грн.
Причем, чем дальше, тем сложнее. Теперь у ФГВФЛ остались самые тяжелые кейсы, такие как суды с экс-владельцами банков «Дельта», VAB Банка, «Финансы и кредит». Это – очень долгие и запутанные процессы, которые могут затянуться на годы, и с непредсказуемыми итогами.
А что с перспективами? Национальный банк завершил стресс-тестирование 30 крупнейших и системно значимых банков. Поименных результатов, кто прошел, а кто провалил тесты, еще нет. Но НБУ уже сообщил, что 16 банкам необходимо принять дополнительные меры для повышения достаточности капитала или снижения рисков деятельности.
Помимо этого, в августе Нацбанк обнаружил несоблюдение норматива долгосрочной ликвидности в Проминвестбанке.
Распродажа затянулась
Приватизация госбанков движется, но медленно. Напомним, что Кабинет Министров хочет, чтобы доля государства в банковской системе к 2025 году сократилась с 60% до 25%.
Укргазбанк еще в начале 2021 года договорился с Международной финансовой корпорацией (IFC) о кредите на 30 млн. евро, в обмен на который IFC получит 25% акций банка. Но Министерство финансов и Нацбанк начали искать финансового консультанта для подготовки Укргазбанка к приватизации только в ноябре.
«Приватизация Укргазбанка должна стать успешным кейсом и продемонстрировать пример привлекательности банковского рынка Украины для инвесторов», – считает глава НБУ Кирилл Шевченко.
На подходе Ощадбанк. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и руководство Ощадбанка в октябре заключили рамочное соглашение на выделение украинскому банку кредита на 100 млн. евро. Как и в случае с Укргазбанком, ЕБРР сможет претендовать на долю в капитале Ощадбанка.
Кроме того, Кабмин в октябре одобрил стратегию развития Ощадбанка на 2021–2024 годы. В ней, в частности, сказано, что Ощадбанк будет стремиться к чистой прибыли около 4,2 млрд. грн., к доходности на капитал на уровне 15% и к сокращению доли неработающих кредитов до 10%.
Ну а что там с российскими банками? Ситуация, по факту, заморожена. Владелец Проминвестбанка российская госкорпорация Внешэкономбанк через суд признала сделку по продаже ПИБа структурам, связанным с бизнесменом Сергеем Тигипко, незаконной. Руководство Сбербанка РФ, которому принадлежит дочерний Сбербанк в Украине, заявляет, что ищет покупателя на свою «дочку», но действующие санкции очень усложняют этот процесс.
При этом бизнес росбанков в Украине постепенно сжимается. Активы Сбербанка за 9 месяцев 2021 года сократились на 10%, Проминвестбанка – на 2,2%. Не исключено, что они в итоге доведут свое присутствие на рынке до минимума, и кто-то из местных инвесторов просто выкупит то, что останется от ПИБа и Сбербанка ради портфеля их клиентов.
Ставки на распутье
Средства населения, которые аккумулировали банки на 1 октября, по сравнению с началом 2021 года выросли ненамного, всего лишь на 0,9%, то есть с учетом инфляции и роста денежной массы мы имеем реально сжатие. При этом вкладчики свыше 54% денег держат на счетах до востребования. Да и в целом рост идет за счет остатков на карточных счетах, а не срочных депозитов. Хотя ставки по ним и растут (стр. 46). Средняя доходность депозитов в гривне на 12 месяцев достигает 9%, что меньше, чем темпы инфляции. Какой смысл вкладываться, если с дохода по депозитам еще и подоходный берут? Никакого – показывают своими действиями вкладчики.
По кредитам ситуация лучше. Объем кредитов физлицам, выданных за январь–сентябрь, вырос на 25,2%, юрлицам – на 18,9%. Впрочем, и здесь есть подводные камни. Население до сих пор в основном берет краткосрочные кредиты. Хотя, нужно отдать должное, льготная ипотека под 7% сделала свой вклад в прирост кредитного портфеля банков. Кредитную активность бизнеса поддерживает программа «5–7–9», в рамках которой предприниматели получили уже 67 млрд. грн.
Так или иначе, но кредиты остаются дорогими, несмотря на падающие ставки по вкладам. Средняя процентная ставка по займам для физлиц на начало ноября, по данным НБУ, превышала 30%, по кредитам в гривне для бизнеса ставка достигала 13%.
И, увы, особых надежд на стремительное удешевление кредитов нет. Тем более, что НБУ сохранил в октябре учетную ставку на уровне 8,5% и готов повысить ее в декабре, если инфляция продолжит наращивать темпы.
«Инфляция находится на высоком уровне – 10–11%. Эпидемия не утихает, рост цен на энергоносители вызывает опасения. Эти факторы не позволяют надеяться, что в ближайшее время стоимость кредитов будет снижаться. Но и доходность депозитов также не будет падать», – считает Сергей Наумов.
* Рейтинг составлен на основе отчетности банков, опубликованной НБУ (данные на 01.10.2021). В таблице с крупными – банки с активами свыше 15 млрд. грн. и депозитным портфелем более 1 млрд. грн. на 01.10.2021. Изменение в таблицах – за 3-й квартал 2021 года (если не указано иное).
** Если изменение +100%, это означает, что на 01.07.2021 сумма средств НБУ на счетах банка составляла 0.
* Рейтинг составлен на основе отчетности банков, опубликованной НБУ (данные на 01.10.2021). В таблице средних и небольших – банки с активами менее 15 млрд. грн. и депозитным портфелем более 1 млрд. грн. на 01.07.2021. Изменение в таблицах – за 3-й квартал 2021 года (если не указано иное).
** Если изменение +100%, это означает, что на 01.07.2021 сумма средств НБУ на счетах банка составляла 0.
*** Транзакционный банк, обслуживает расчеты физлиц.
Как мы считали?
Для рейтинга использована отчетность банков на 01.10.2021, которая опубликована Нацбанком. В рейтинг крупных розничных банков вошли банки с активами свыше 15 млрд. грн. и депозитами физлиц более 1 млрд. грн. В рейтинг надежности средних и небольших розничных банков вошли банки с активами менее 15 млрд. грн. и портфелем депозитов физлиц свыше 1 млрд. грн.
В рейтинг уже привычно не попали Проминвестбанк и Сбербанк. У Проминвестбанка продолжает сокращаться портфель депозитов. За период с января по сентябрь 2021 года объем вкладов физлиц в этом банке уменьшился на 24,3%, и средства населения на счетах Проминвестбанка сократились до 11,1 млн. грн.
Помимо этого, у Проминвестбанка полно других проблем. Прежде всего, это – неудавшаяся сделка по продаже банка бизнесмену Сергею Тигипко, которую мажоритарный акционер в лице российской госкорпорации «Внешэкономбанк» оспорил в судах. Кроме того, Проминвестбанк попал в немилость НБУ из-за нарушения нескольких нормативов.
Мы не включаем в рейтинг и Сбербанк, так как его акционеры уже несколько лет остаются под санкциями, хотя сам банк работает устойчиво, и обязательства перед клиентами выполняет.
В категории крупных банков новичков по итогам первого квартала нет. Напомним, что с января 2021 года в эту группу попали Кредит Днепр и банк «Восток». А вот в группе средних и небольших регулярно происходит пополнение. В первом квартале новым участником рейтинга стал КИБ (Коммерческий индустриальный банк), по итогам первого полугодия в эту группу вошел Полтава-банк, который с начала 2021 года нарастил портфель депозитов физлиц почти на 10%. В нынешнем рейтинге в этой группе сразу четыре новых участника: Радабанк, банк «Сич», банк «Конкорд» и Айбокс Банк (так как являясь транзационным банком, он обслуживает физлиц).
Банковская отчетность не всегда отражает полную реальную ситуацию финансового здоровья учреждения, так что количество финансовых показателей в нашем рейтинге ограничено. Мы убрали из расчетов финансовый результат, скорректированный на отчисления в резервы, отнесенный к пассивам. Не учитывались прирост/сокращение регулятивного капитала и норматив адекватности регулятивного капитала. По нашему мнению, все эти показатели сегодня не отражают реальное финансовое положение банка. Поэтому мы уделили внимание следующим параметрам.
- Отношение средств физлиц к собственному капиталу. Чем больше это соотношение, тем меньше шансов, что банк сможет самостоятельно рассчитаться с вкладчиками в случае возникновения проблем. Весовой коэффициент 0,2.
- Надежность (репутация) акционера. Практика показывает, что самыми заботливыми собственниками банков являются европейские банковские группы и государство. Именно они готовы в нужный момент поддержать свой банк, влив дополнительную порцию капитала. Наличие в акционерах финансовых групп и/или физлиц, подвергаемых санкциям и/или уголовным преследованиям, – негативный фактор. Банки, у бенефициаров которых есть пробелы в деловой репутации, априори получают оценку ниже. Весовой коэффициент 0,4.
- Проблемы с выплатой вкладов. Наличие жалоб на сложности с выплатой вкладов является хоть и несколько субъективным, но вполне внятным признаком финансовых проблем у банка. Хотя стоит заметить, что за последние несколько лет практически ни у кого из надежных банков не возникает сложностей с возвратом депозитов. Весовой коэффициент 0,2.
- Ставка привлечения вкладов в гривне на три месяца. Показатель оценивался в связке с Украинским индексом ставок по вкладам физлиц (UIRD). Банки, привлекающие короткие гривны по цене ниже и равной трехмесячной ставке UIRD в гривне, получили высший балл (1), остальные оценивались по принципу: чем выше ставка, тем меньше балл. Завышенная доходность по коротким вкладам свидетельствует о проблемах с ликвидностью у финучреждения и существенно влияет на его устойчивость. Весовой коэффициент 0,2.


