Мне очень не нравится расхожее мнение о том, что деньги "портят" людей. За несколько лет тренерской работы я обнаружила, что деньги сами по себе нейтральны - они лишь как катализатор могут усиливать или ослаблять те или иные черты человеческого характера. Бережливый человек вряд ли станет мотом, но вот скрягой, при определенных недостатках воспитания может.
Поэтому обучение детей азам личных финансов значительно эффективнее, если оно сопровождается воспитанием тех качеств, которые в будущем как бриллиант засверкают в оправе финансовой состоятельности.
Как мне кажется, в первую очередь это касается бережливости и щедрости. Эти два качества характера в равной степени сложно воспитать в семьях с достатком выше среднего. Ведь излишек материальных благ, кстати, как и их нехватка, могут поработить ребенка, сделав его корыстным, жадным или, наоборот, расточительным.
Часто мы с детьми играем в финансовую игру, созданную одним американским финансовым гуру. Механизм игры позволяет обучить детей вести учет расходов и доходов, а также, используя подаваемые азы инвестирования, принимать решение о перемещении и вложении свободных средств. Однажды за игровым столом собрались дети старшего школьного возраста. Ознакомившись с правилами, участники обнаружили возможность "подставлять" других игроков. И в первые же 15 минут игры каждый из моих подопечных успел "насолить" своим оппонентам. Час игры с жесточайшим негативным накалом страстей привел моих учеников к плачевным результатам -- никто из них даже близко не продвинулся к цели.
Но потом во время обсуждения один из игроков, отвечая на мои вопросы, догадался, что было глупо не подсказать своему забывчивому другу получить ежемесячный доход у банка, ведь если бы за столом было больше состоятельных игроков, было бы легче заключать сделки -- просто в складчину.
На повторной игре через месяц я получила огромное удовольствие наблюдая за тем, как те же дети выручают друг друга порой даже в ущерб своим сиюминутным интересам, но достигая в итоге небывалых результатов. Они просто попробовали другую парадигму и преуспели.
Скорее всего, большинство детей, приходящих ко мне на занятия, все еще не прошли стадию так называемого "детского эгоизма". Сейчас это практически норма. И увлечение игрой "Монополия", по моему мнению, играет тут не последнюю роль. Но я уверена, что мало кто из родителей хотел бы услышать от своего ребенка, как когда-то моя подруга от своей дочери, это гордое: "Я -- жадина!".
Щедрость и бережливость в детях надо обязательно воспитывать с самого раннего детства. Тут незаменимым будет привлечение ребенка к приобретению подарков близким людям. Будьте справедливы и в распределении ресурсов -- делите поровну, не забывая и себя, -- не стоит всегда отдавать все самое лучшее ребенку. Регулярно даже в будни дарите друг другу небольшие подарки или делитесь друг с другом "сокровищами" так, чтобы ребенок это видел. Тут очень важен личный пример.
Один психолог описывает в своей книге, как в ответ на осуждающее замечание по поводу решения ребенка подарить другу старую поломанную игрушку тот ответил матери: "Ну ты же сама говорила бабушке, что хочешь Тане на день рождения отдать эту ужасную вазу, которую подарили на свадьбу, -- нам ее все равн