В соответствии со статьей 9 ЗУ "О защите прав потребителей", у потребителей есть право заменить товар, если он не подошел по цвету, размеру, форме и т.п. А если такая замена невозможна, покупатель имеет право купить другой товар с соответствующим пересчетом стоимости либо вернуть деньги. "Процедура возвращения товара, приобретенного в кредит, несколько сложнее, чем товара, купленного за наличные средства, но она дополнена лишь общением с банком как обязательным участником приобретения клиентом товара", - объясняет начальник департамента продаж продуктов потребительского кредитования "УкрСиббанка" BNP Paribas Group Владимир Радин.
Как правило, процедура возврата товара и последовательность действий прописана в кредитных договорах, поэтому в первую очередь потребителю стоит обратиться к страницам документа. "Если заемщик хочет вернуть купленный товар, приобретенный в кредит, сначала ему придется вместе с паспортом и кредитным договором обратиться в магазин и получить от продавца подтверждение о сдаче товара (накладную). Магазин перечислит деньги за товар банку, и тем самым банк примет платеж как досрочное погашение части обязательств по кредиту", - говорит директор департамента экспресс-продаж VAB Банка Анатолий Голяченко. Кстати, возвращая товар, заемщик должен знать, что он все равно будет должен банку определенную сумму. Поэтому следует обязательно получить в банке расшифровку по остатку задолженности и оплатить долг. "Это будет фактическая разница между стоимостью товара и суммой кредита, включая начисленные проценты, комиссии и другие платежи, если таковые предусмотрены", - отмечает г-н Голяченко. Если же клиент пожелает заменить товар на аналогичный (ту же модель по той же цене), то банк не принимает участия в процессе замены -- все вопросы покупатель решает с магазином. Другое дело -- если товар меняется на более дорогой. В этом случае заемщик доплачивает разницу магазину, берет новую накладную, отдает ее представителю банка на точке продаж, и менеджер банка просто подшивает ее копию в документы по кредитной сделке. Получается, что обязательства клиента перед банком и график погашения остаются без изменений. Но может возникнуть и ситуация обмена товара на более дешевый. В этом случае магазин перечисляет разницу в стоимости товара банку, которая идет в погашение обязательств по кредиту, а клиент должен взять новую накладную и предоставить ее сотруднику банка на точке продаж (в магазине или в отделении). Далее заемщик либо продолжает погашать кредит согласно старому графику выплат (в этом случае кредит будет погашен досрочно), либо обращается в отделение банка, где ему пересчитывают график погашения.