От редактора

От редактора

Первый день августовского путча 1991 года я встретил в Москве, приехав туда поработать в главной технической библиотеке СССР. Танки на улицах, испуганные солдатики в оцеплении, баночное пиво в руках защитников Белого дома, пара желто-голубых флагов на митинге протеста против ГКЧП. Впечатлений было масса. Но главное из них -- полное несоответствие начавшегося путча заветам Владимира Ильича Ленина. В свое время меня крепко учили теории революции по его работам. И мне запомнился главный рецепт любого результативного переворота: каждый час и день атакующие должны добиваться хотя бы маленького нового успеха и очень активно демонстировать свои достижения обществу.

Ничего подобного я не видал. Телевидение так и не стало рупором путчистов -- скорее оно сыграло на руку защитникам Белого дома. Соратникам Ельцина удалось не только встать на пути ГКЧП, но и победить путч -- практически голыми руками. На одном доверии. И на недоверии путчистам. Авторам переворота никто не поверил -- оттого они и програли. Наверное, это и есть ключ к пониманию тогдашних событий.

Введение гривны происходило на волне веры в ее безоблачное будущее. Указ Леонида Кучмы № 762/96 "О денежной реформе в Украине" был обнародован в воскресенье, 25 августа 1996 года. Киев в тот день был ленив и почти пуст -- люди догуливали отпуска. За две недели те, кто хотел, обменял свои карбованцы на гривни. Небольшие дергания курса карбованца к доллару позволили наиболее творческим натурам заработать на обмене. Но в целом рождение гривны прошло для страны вполне безболезненно.

Первые неприятности пришли через два года, когда гривна упала примерно в два с половиной раза в течение буквально нескольких недель. Девальвация продолжалась почти весь 1999 год -- хотя уже значительно менее впечатляющими темпами. Причина трехкратной девальвации 1998--99 годов -- непомерный для тогдашней украинской экономики внешний долг.
Рассказывать о более свежих эпизодах истории гривны нет никакой необходимости -- они у наших читателей на виду. Вот о чем точно хочу напомнить -- об увещеваниях главного человека НБУ в 2008 году Владимира Стельмаха. Он, как вы все помните, звал нас избавляться от валюты, хранить сбережения в гривне. Выиграли те, кто не имел веры призывам главного госбанкира страны и представителей тогдашнего Кабмина.

Итого за пятнадцать лет: гривна стала дешевле впятеро. В среднем это 12,5% за каждый год из пятнадцати лет. Примерно те же 12--13% дают сейчас банкиры по депозитам в нацвалюте. Поэтому большинству банкиров я верю. А вот гривне -- с большими оговорками.

Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред "Денег"



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK