Сегодня выпускникам вузов приходится работать в сложных условиях: существуют проблемы с финансированием, кадрами, технической базой. Однако этот рынок уже хорошо прочувствовал на себе, что такое конкурентная борьба. Соответственно, многие вузы задумываются о повышении конкурентоспособности и улучшении качества удовлетворения потребностей своих клиентов.
Как работодателя меня интересует, чтобы выпускники, претендующие на какую-либо позицию в одном из моих бизнесов, соответствовали определенным требованиям.
Конечно, студенты должны получать качественную профессиональную подготовку. Ключевым здесь является тот факт, что работодателю недостаточно наличия только теоретических знаний. В первую очередь компанию интересуют конкретные практические навыки. Однозначно понятно, что сформировать их в полной мере по всему спектру преподаваемых дисциплин невозможно. При этом развить у студента в рамках вуза хотя бы два-три практических навыка, на мой взгляд, реально. Это не только необходимо для его будущей успешной работы, но и требуется компании уже на этапе отбора. Ведь оценить человека как потенциального сотрудника можно только на основании того, что он уже умеет. Например, если принимается на работу студент-экономист, то современная компания заинтересована в том, чтобы он умел пользоваться одной из известных финансовых систем. В случае инженерных специальностей важны навыки работы с настоящим, а не только лабораторным оборудованием. Программисту нужен опыт написания реальных программ. Как правило, большинство программистов, словами Ильфа и Петрова, «кустари-одиночки с мотором». Да, они научились программировать, но совершенно не умеют работать в проектах, где требуются навыки командного, группового взаимодействия, управления временем и проектом как таковым. Вузы, которые специализируются на бизнес-образовании, уже давно используют в своей практике так называемые бизнес-симуляции, а также различного рода командные игры, стимулирующие студентов не только разбираться в тех или иных вопросах, но и работать в коллективе. Во всем мире востребованы выпускники Массачусетского технологического университета, потому что они уже в процессе обучения работают в проектах, в коллективе, где четко фиксируется результат и вклад каждого участника.
В процессе группового взаимодействия возникает потребность в еще одном блоке навыков, который не охватывает стандартная программа обучения. Когда выпускник приходит к работодателю, он попадает в корпоративную среду: человеческую и информационную. В силу того, что никто не учил его элементарным правилам бизнес-этики, он начинает резко контрастировать на общем фоне. И зачастую стоимость интеграции такого студента в корпоративную культуру оказывается слишком высокой. Не задумываясь, выпускники переносят в профессиональную среду «албанский» язык, который уже успели почерпнуть, общаясь в Интернете. Часто оказывается, что, вполне справляясь со своей работой, они не умеют грамотно оформить и распространить ее результаты. Ведь никто не учит их навыкам письменного диалога и изложения. Работодатель же заинтересован в студентах, понимающих, что такое информационная культура, и обладающих соответствующими навыками.
В рамках вуза нужно создавать систему, обладающую характеристиками профессиональной среды. В этом отношении «информатизация» (столь опрометчиво сведенная до уровня «компьютеризации», чего определенно недостаточно для современного вуза) позволит создать атмосферу, сходную с корпоративной: выполняющую функции проектной организации, имеющую централизованные ресурсы, почтовую систему. В этом случае уже в университете студенты будут приучаться к правилам работы в компании и станут действительно востребованы бизнесом. Поскольку наряду с профессиональными навыками получат представление о понятии «информационная культура», принципах работы в корпоративной среде, научатся излагать мысли и вести диалог.