Принят целый ряд важных решений, главное из которых -- создание единого надзорного органа за банками. Причем, в рекордно короткий срок -- до конца 2012 года. Cоздаются единый фонд для поддержки проблемных банков, единая система гарантий депозитов и единые евробонды. Казалось бы, ну что в этом нового? Ведь уже есть Европейский Центробанк, который и так осуществляет надзор за европейскими банками. Разница в том, что ЕЦБ курирует банки опосредованно -- через центробанки стран ЕС. А новая структура будет контролировать работу банков напрямую. Правда, в поле ее компетенции попадут только финансовые структуры стран еврозоны. Страны с собственными валютами останутся в стороне.
К решению об унификации контроля над банковской деятельностью министры финансов стран ЕС пришли в ходе обсуждения путей спасения испанских банков. Дело в том, что если деньги будут выделены напрямую испанскому правительству, это значительно увеличит госдолг страны, что противоречит политике Еврокомиссии. Не исключено, что еврочиновники опасаются также не вполне целевого применения выделенных средств.
Поэтому было принято решение выделить финпомощь напрямую испанским банкам. Но Германия, как основной донор региона, поставила условие -- испанцы получат деньги лишь в том случае, если передадут контроль над своей банковской системой наднациональному надзорному органу.
Единый банковский регулятор будет создан не ранее декабря 2012 года, но проект соглашения министры финансов еврозоны подпишут уже 20 июля. А основная часть финансовой помощи начнет поступать в Испанию осенью.
Выделяться помощь проблемным банкам планируется через Единый механизм стабильности (ЕМС), который вот-вот должен заработать. Правда, сроки его запуска вновь перенесены и снова из-за жесткой позиции Германии. Несмотря на то, что он был ратифицирован Бундестагом и Бундесратом еще в конце июня, свое добро на его запуск еще не дали президент ФРГ и конституционный суд. Оно и понятно. Ведь наполняться ЕМС будет преимущественно за счет Германии. И немцы не слишком желают платить за ленивых южан.
Но если описанные механизмы -- единый банковский регулятор и ЕМС, -- реально заработают, это даст возможность внедрить еще и две другие ожидаемые инициативы -- единые гарантии по банковским депозитам и единые евробонды (облигации, ответственность по которым несет вся еврозона, независимо от страны-эмитента). Это очень помогло бы проблемным странам евроблока в привлечении финансирования.
Казалось бы, Европа стала на путь жесткой борьбы с кризисом. Но инвесторы и аналитики вновь полны скепсиса. Первые выразили свое мнение, "уронив" курс евро. Вторые -- продолжают прогнозировать дальнейший упадок еврозоны и ее валюты. К примеру, Barclays на днях обнародовали отчет, в котором говорится о "плавном сползании евро до уровня 1,15 долл./евро в течение ближайших 12 месяцев".
"Деньги" задали вопрос финансистам:У Вас лично есть депозиты в евро?
Павел Цетковский, председатель правления Эрсте Банка:
"На самом деле, я открыл депозит в евро буквально две недели назад. Но моя основная валюта, то есть та, в которой я измеряю свое финансовое состояние -- чешская крона. Она связана с евро, но при этом не полностью зависит от него. Мы, чехи, склонны не очень волноваться из-за валютных колебаний".
Сергей Наумов, председатель правления Правэкс-Банка:
"Я не рассматриваю евро как валюту для инвестиций. Не планирую покупок в евро, поэтому копить в этой валюте для меня не имеет смысла. На гривневом вкладе можно заработать гораздо больше, при приемлемом уровне риска".
Нина Гузей, член правления страховой компании Fidem Life:
"Руководствуясь принципом диверсификации, я держу деньги на депозитах, как минимум, в трех валютах, в том числе и в евро. Я доверяю евро как европейской валюте, на которой основан бюджет большинства крупных европейских стран. Хотя и определенная доля риска девальвации этой валюты существует".
События, за которыми стоит следить:
20 июля -- подписание соглашения о выделения помощи Испании
2 августа -- заседание ЕЦБaa