Мне не повезло, довелось в свое время усердно изучать творческое наследие В.И.Ленина. Выводы у него никуда не годились и прогнозист из него получился никакой. А вот референтом он был замечательным – умел выбрать интересное и важное из работ современников и предшественников. Помнится, в одной из его книг – «Империализм как высшая стадия капитализма», была такая вот чудесная фраза: «кризисы – всякого рода, экономические чаще всего, но не одни только экономические – в свою очередь в громадных размерах усиливают тенденцию к концентрации и к монополии». Естественно, со ссылкой на одного из немецких экономистов. Тот многомудрый немец был, конечно, прав. Кризисы действительно убивают мелких легальных субъектов предпринимательства, а крупные поглощают «мелочь» или просто не оставляют ей места под солнцем.
Нынешние монополизаторы, естественно, пошли дальше. Они тоже вдруг обнаружили или вспомнили, что кризисы замечательно способствуют монополизации. А монополии, как мы знаем, прекрасны возможностью ободрать контрагентов как липку. Уж если кризис есть дело настолько благое, решили монополизаторы, то почему бы не инициировать кризис «под ключ»? Чтобы использовать его для подминания определенного вида бизнеса под себя.
Вот только не надо размахивать руками и обвинять меня в нелюбви к рынку и свободному предпринимательству. Потому что ни свободного предпринимательства, ни рынка в украинских монополиях нет. Так как они возникают не в результате успешной конкуренции, а как итог эффективного применения глубоко коррумпированной административной машины.
Зачем конкурировать, к примеру, на тесном аптечном рынке, если чиновник Минздрава может заявить, что аптек в стране слишком много и ведомство подумывает о том, что их должно стать меньше? Дальше все может пойти по привычной схеме: зачистка территории, консолидация еще оставшихся независимыми торговых сетей, монопольный сговор по поводу цен.
Вот только живут монополии хотя и счастливо, но недолго. Они очень быстро начинают загнивать и сжирают себя изнутри. Или разъяренное общество ликвидирует их в конце концов на корню. Примеры можете называть себе сами – их в избытке.
Чем глубже монополии станут залезать в карман каждого из нас, тем быстрее придет им конец. Потому что монополия по-украински, это вовсе не Apple, Microsoft или Airbus. Это, скорее, ЖЭК или Мингазпром.
Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред «Денег»