«В Сочи мой смартфон мигом «съел» весь баланс при запуске Nokia maps. Программа спрашивала, надо ли подключаться, я говорил «нет». Но, как я позже выяснил, программа устанавливает соединение еще перед тем, как спросить. А соединение в роуминге стоит немало. Справился я тогда просто: выкинул в море карточку», – рассказал киевлянин Юрий Билотицкий. «Деньги» выяснили, как избежать непредвиденных расходов, отправляясь за рубеж со смартфоном.
Опасный «минус»
Сразу же поясним: с проблемой многотысячных счетов от операторов мобильной связи за Интернет в роуминге сталкиваются лишь владельцы смартфонов, и только те, кто обслуживается в рамках контракта. Абоненты с предоплаченными пакетами могут спать спокойно: выезжая за рубеж, они рискуют лишь теми средствами, что есть у них на счету. Закончились деньги на балансе – оператор отключает услуги мобильной связи. Хотя и такие абоненты отнюдь не рады, если смартфон «самовольно» использует интернет-трафик, расходуя переведенные на счет 300–400 грн. за считанные минуты.
Но с контрактниками все гораздо сложнее. У таких абонентов существует риск выхода «в кредит» или в так называемый «минус» – когда на счету денег нет, но услуги оператор продолжает предоставлять, появляется задолженность, которая с каждым днем растет и растет...
Кредитный лимит («минус», в который контрактный абонент может выйти, когда у него на балансе нет средств) обычно составляет 20–40 грн. в месяц для новых абонентов и 100–500 грн. – для многолетних пользователей. Как же происходит, что абонент, приезжая из-за рубежа, получает «вдогон» счет в размере 700–900 и даже нескольких тысяч гривен?
«Мы предупреждаем контрактных абонентов о возможном возникновении задолженности в роуминге при пересечении ими границы и ведем работу над решением, которое позволит абонентам контролировать свой счет в роуминге в онлайн-режиме», – рассказал Александр Асланян, начальник отдела роуминга «МТС Украина».
Мобильные операторы не готовы пока списывать со счетов контрактных абонентов средства за предоставленные услуги в режиме реального времени. Этот факт нам подтвердили в колл-центрах МТС и «Киевстар». На вопрос корреспондента «Денег», как скоро компания отключит контрактнику услуги из-за появившейся задолженности, оператор контакт-центра МТС ответил: «Не сразу. Возможно, в тот же день, возможно, на следующий день».
В колл-центре «Киевстар» также сообщили, что о перерасходе абонента (сумме выхода «в минус») компании станет известно в течение 2–14 дней. Не мудрено, что за такой отрезок времени, используя Интернет или голосовую почту в роуминге, владелец смартфона станет обладателем задолженности в несколько тысяч гривен. Чтобы заставить абонента заплатить долг, операторы идут в суд. «Несколько месяцев назад в Москве я сбрасывала входящие звонки, чтобы не использовать минуты в роуминге. Потом оказалось, что срабатывала голосовая почта, и МТС выставил мне счет – 2700 гривен. Сначала оператор звонил, требуя оплатить долг, потом отключили номер, а через полтора месяца пришла повестка в суд, и я решила погасить долг», – рассказывает киевлянка Светлана Крюкова.
Что делать в такой ситуации? Если за рубежом понадобился Интернет в смартфоне – искать бесплатный Wi-Fi, благо он есть в любом приличном отеле или кафе. И, конечно, нельзя допускать интернет-роуминга и использования в роуминге тех услуг, которые не нужны. Наиболее «опасны» – онлайн-обновление программного обеспечения, мобильные карты, мобильный чат, интернет-серфинг, чтение почты, голосовая почта. Как их «пресечь»
Хитрые настройки
Просто перед выездом за рубеж надо настроить смартфон так, чтобы аппарат не смог выходить в Интернет. По словам руководителя направления «Телекоммуникации» сети магазинов Moyo Игоря Парового, во всех современных смартфонах существует функция отключения передачи данных. Можно полностью отключить передачу данных через мобильный Интернет или отключить передачу данных в роуминге. Для этого стоит предпринять несколько простых действий (см. инфографику «Как отключить Интернет в смартфоне»).
Важно помнить: обычно гаджеты продаются уже с установленной возможностью выхода в Сеть. При выезде за границу нужно проконтролировать, все ли настройки Интернета отключены и не качает ли смартфон что-либо без ведома владельца. «Некоторые мобильные приложения могут самостоятельно устанавливать интернет-соединение. Например, для обновления интернет-страниц или версий приложений. Как правило, это различные чаты, социальные сети, Travel Mate, электронная почта, карты, прогноз погоды, курсы валют», – объясняет Александр Асланян.
Рекомендуется в роуминге отключать и опцию «Автоматический прием» или «Принимать всегда» в настройках MMS. Вместо этого можно выбрать режимы «По запросу» или «Ручной». Тогда перед тем, как загружать MMS, телефон будет сначала спрашивать разрешение. Также стоит очень внимательно поработать с настройками голосовой почты, отключить которую может каждый мобильный оператор. «Необходимо отключить переадресацию вызова на голосовую почту. Сделать это можно, если набрать комбинацию ##002# и нажать «Вызов», – говорит менеджер категории «Мобильная связь» торговой сети «Фокстрот. Техника для дома» Александр Величко.
Если владелец смартфона не хочет самостоятельно разбираться с настройками своего гаджета, он может обратиться в магазин или сервисный центр своего оператора. «В магазинах владельцы смартфонов и мобильных телефонов могут поручить эту задачу IТ-специалистам, ведь в сети предусмотрены специальные сервисные продукты для настройки аппаратов», – напоминает руководитель отдела поддержки продаж дополнительных продуктов Comfy Юрий Донец.
Как отключить Интернет в смартфоне*
* Внимание! В зависимости от конкретной модели смартфона меню с настройками может несущественно отличаться.