Заложниками компании «АэроСвит» стали сотни украинцев: авиакомпания ежедневно задерживает и отменяет свои рейсы. Люди оказались в иностранных аэропортах и в полном информационном вакууме: разъяренным пассажирам почти всюду никто ничего не объясняет, в украинские консульства и посольства им удается дозвониться с большим трудом. Украинские туристы в Праге ожидали в аэропорту посадки 28 часов. «Нам погасили визу, и мы уже не могли выйти из аэропорта, чтобы нормально переночевать. Там, где мы оказались, переночевать негде. И представитель авиакомпании ничего не решал», – рассказала пассажир рейса «Прага–Киев» Татьяна Петренко.
По информации пресс-службы «АэроСвита», компания сейчас ведет переговоры с аэропортами с целью восстановления графика выполнения авиарейсов. Во всех возникших проблемах перевозчик винит… СМИ. «АэроСвит» был вынужден отменить ряд рейсов из-за приостановки обслуживания в некоторых аэропортах. Решение аэропортов и хендлинговых компаний было спровоцировано искаженной информацией в ряде интернет-изданий о якобы признании «АэроСвита» банкротом. Контрагенты, согласно их запросам, опасались прекращения украинским перевозчиком оперирования и расчетов за предоставленное обслуживание», – сообщили «Деньгам» в пресс-службе авиакомпании.
Государственная авиационная служба Украины подтвердила информацию о том, что Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) исключила авиакомпанию из системы взаиморасчетов между авиакомпаниями и агентами по продаже авиаперевозок (BSP). «BSP арестовало определенную сумму за продажу - примерно 6-7 млн. долл. - и прекратило дальнейшее обслуживание», - сказал глава Госавиаслужбы Анатолий Колесник. Юристы говорят, что называть «АэроСвит» банкротом преждевременно. «Компания не объявляла себя банкротом, она лишь подала заявление в суд о возбуждении дела о банкротстве. Суд еще не вынес ни единого решения по этому делу. Это означает, что «АэроСвит» теоретически еще может восстановить свою платежеспособность. Однако финансовые показатели авиакомпании оставляют желать лучшего. Согласно данным «АэроСвита» от 27 декабря 2012 года № 30.1-1-03/217, задолженность компании составляет 4,27 млрд. грн. А активов у компании только на 1,46 млрд. грн.», – объясняет юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов.
Тем, кому предстоит возвращаться в Украину по билетам «АэроСвита», лучше заблаговременно приобрести билет на рейс другой компании. «Это в теории. Но с реальностью это, к сожалению, имеет мало общего: авиаперелет в одну сторону стоит значительно дороже, чем половинка билета «туда-обратно», на отдыхе вряд ли у каждой семьи припасено от 2 и более тыс. долл., чтобы билеты приобрести. И еще огромный вопрос – есть ли вообще в наличии билеты», – констатирует директор туроператора «Ами-Вояж» Елена Пискунова.
Тем, кто оказался в «плену» в иностранных аэропортах по вине «АэроСвита», юристы советуют обратиться в представительство авиакомпании для возврата средств либо предоставления возможности долететь домой рейсом другой авиакомпании. «Если авиакомпания отказывается осуществить перевозку самостоятельно либо предоставить билеты на рейс другой авиакомпании, необходимо обратиться в консульское учреждение Украины в стране пребывания с целью оказания помощи в возвращении на родину», – советует адвокат, старший партнер АК «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Что делать: Пассажирам в случае задержки на неопределенный период или отмены рейса нужно действовать по следующему алгоритму. Во-первых, зафиксировать наличие проблем с вылетом. Для этого пассажир должен обратиться в администрацию аэропорта либо государственную авиационную службу Украины с запросом о подтверждении отсутствия авиарейса, на который куплен билет. Эти службы обязаны ему выдать справку соответствующего образца, заверенную подписью ответственного лица и печатью. Во-вторых, путешественнику следует сохранять все платежные документы, а если он приобретет билет на рейс другой компании, стоит сохранять билеты и любые другие квитанции (в том числе за оплату еды, проживания, трансфера и проч.). Копии этих документов необходимо по прибытии в Украину предъявить авиакомпании и потребовать выплатить добровольную компенсацию затрат.
Подробную информацию об условиях получения компенсации за авиабилет можно изучить на сайте компании aerosvit.ua (раздел «Перелет→Онлайн-сервисы→ Условия возврата авиабилета»). «Деньги» продолжат следить за ситуацией вокруг пассажиров «Аэросвита».
Вместо «АэроСвита» - МАУ
Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» объявила о начале продаж билетов с начала летней навигации 2013 года на ряд новых для компании международных направлений, которыми ранее оперировала компания «АэроСвит». С 31 марта будут запущены новые ежедневные рейсы из Киева в Варшаву, Калининград, Вильнюс и Прагу. С 1 апреля - рейсы в Стокгольм, со 2 апреля – в Копенгаген, которые будут выполняться пять раз в неделю. Также четыре раза в неделю с 1 апреля МАУ будет выполнять рейсы в Афины, а с конца апреля по субботам МАУ будет осуществлять полеты на маршруте Киев-Салоники и три раза в неделю - в Батуми, а с 21 мая – в Нижневартовск трижды в неделю.
Цены на перелет в обе стороны с учетом всех сборов составят от 1744 грн. (Варшава) до 4144 грн. (Нижневартовск).