Мы ожидаем, что лидеры рынка сохранят свои позиции, хотя новые марки в Украине каждый год появляются и исчезают. В сегменте новых премиальных шин для легковых автомобилей в 2013 году будут преобладать Bridgestone, Michelin, Continental и Nokian, который в Украине лидирует по количеству проданных шин. Впрочем, доля этого бренда уже несколько лет подряд снижается. В принципе, группа лидеров во всем мире сформировалась давно, из ее участников в Украине не присутствует только Pirelli, но их появления можно ожидать уже в самом ближайшем будущем.
Роста рынка в сегменте премиальных шин мы не прогнозируем: продажи останутся на уровне 2012 года.
В среднем сегменте всегда идет весьма напряженная борьба, и, я думаю, корейский бренд Kumho будет удерживать лидерство. Рынок будет очень эластичным по цене, и основная борьба за потребителя – рекламные программы и акции – развернется в сезон.
Что касается объема продаж, то в 2013 году эксперты прогнозируют некоторое уменьшение рынка новых шин – примерно на 10%. Причина в снижении активности на авторынке (продажи новых авто будут расти очень медленно). Кроме того, потребители все чаще ориентируются на экономию, приобретая недорогие модели.
Мы считаем, что рынок новых шин для легковых авто в 2013 году – это 5,5–5,7 млн. единиц. Конечно, есть еще рынок шин б/у, и в 2012 году он был интересен даже владельцам отнюдь не дешевых автомобилей.
Розничные цены на шины для легковых авто в 2013 году изменятся несущественно, если только курс гривны будет оставаться на нынешнем уровне. Иначе не избежать подорожания, ведь рынок шин – импортозависимый. Если вынести за скобки валютные колебания, то стоимость шин в рознице либо немного вырастет – в пределах 2%, либо может снизиться на 5–7%. Но даже если цены подрастут, потребители вряд ли будут в обиде – они получат от производителей и официальных продавцов бонус в виде послепродажного сервиса.
Одна из тенденций рынка – производители шин стараются быть максимально технологичными и инновационными, поэтому новшества внедряются ежегодно. Свежий тренд – создание «зеленых шин». Эко-шины производятся согласно всем экологическим стандартам Еврокомиссии и способствуют снижению потребления автомобилем топлива. Другие инновации производителей – повышение эффективных характеристик шин при торможении и управлении автомобилем. С годами с помощью различных технологий тормозной путь шины снизился на десятки процентов, и за этим стоит огромная работа производителей.
И хотя ассортимент официальных представителей известных зарубежных брендов с каждым годом расширяется, на рынке новых шин активно работают «серые дилеры». Но надо помнить, что безопасность езды не может быть гарантирована при покупке шин у таких продавцов, поскольку возможно приобретение шин, предназначенных для другого географического региона, а значит с неподходящими для Украины техническими характеристиками. Надо ориентироваться на официальных представителей, также можно попросить у продавца сертификат соответствия.
Основная тенденция развития шинного рынка – внедрение программ послепродажного сопровождения шин. В борьбе за потребителя продавцы шин включают в свои услуги бесплатные сервисы в виде проверки давления и оценки состояния протектора, перестановки шин с оси на ось. При системном применении такие работы могут увеличить срок службы шин на 10–15% и позволяют покупателю чувствовать себя увереннее на дороге, благодаря заботе о его безопасности со стороны продавца шин. Отдельные премиум-марки (Bridgestone) предоставляют полную гарантию на шины, и она распространяется на любые повреждения – из-за плохого дорожного покрытия или по неосторожности водителя. Иногда компания предлагает полную гарантию в случае прохождения потребителем бесплатных проверок шин несколько раз в сезон, создавая комбинацию гарантии и сервиса. Такая практика прекрасно зарекомендовала себя в розничной сети «Твоя Шина» – этот сервис мы внедрили для наших партнеров – Bridgestone и Kumho. Шина постепенно становится продуктом, наполненным качественным сервисом, и в дальнейшем все больше компаний будут стремиться именно к такому подходу в своей работе с потребителями.