Банкиры считают, что эта методика не является эффективной, так как не учитывает риски размещения средств. Ведь вероятность банкротства банка в большей степени зависит не от депозитных ставок, а от качества кредитного портфеля.
«Широко известны факты, когда мощные универсальные банки привлекали крупные суммы от населения по вполне средним ставкам, а потом не смогли своевременно рассчитаться с вкладчиками из-за невозвратов корпоративных кредитов», – отмечает генеральний директор УКБС Галина Олифер. Разумеется, банкир немного лукавит: действительно, не факт, что на дешевых ресурсах банк будет непременно осторожен в кредитовании. Но вот привлечение вкладов по завышенным ставкам точно толкает на агрессивную политику в размещении кредитов, а то и приводит к убыточности.
Также банкирам не нравится ужесточение нормативов для так называемых сберегательных банков (от 50% пассивов составляют вклады физлиц). Ведь в мировой практике банковские пассивы из 70–80% сформированы из вкладов физлиц. Это считается нормой. В то же время, нам понятно желание регулятора повысить требования именно к сберегательным банкам, так как банкротство таких финучреждений наносит значительно больший урон всей системе, чем коллапс банка, работающего преимущественно со средствами юрлиц.