Президент компании «Евроиндекс» Валерий Пекар – о багровом океане, конкуренции, возможностях и новых бизнесах, как сообщает журнал «Деньги», www.dengi.ua.
На мой взгляд, в «голубые океаны» проще всего попасть, следуя за изменениями в поведении потребителей. Время от времени возникают совершенно новые потребности, и сегодня эти процессы набрали скорость: практически ежегодно возникают новые рынки с гигантским неудовлетворенным спросом. Нужно только оказаться там раньше других, а для этого необходимо предвидеть.
Десятки новых трендов привлекают сегодня внимание социологов и психологов, а значит, завтра там же будут предприниматели. Среди таких трендов можно назвать растущую приверженность потребителя к персонализированным товарам и услугам, стремление к приобретению впечатлений, сохранение активного образа жизни в возрасте, который традиционно принято называть «пожилым», и напротив — раннее социальное созревание детей.
Многие тренды разнонаправлены: в то время как одни люди стремятся увеличить до максимума темп жизни и «упаковать» ее самым разнообразным опытом, другие, напротив, жаждут снизить этот темп, «выйти из игры», спрятаться от вихря изменений.
Какие-то тренды вроде бы хорошо знакомы предпринимателям — например, мобильность. Мы всё больше живем в движении, и нам нужны мобильные решения для всего. Но не думайте, что спрос на такие решения полностью удовлетворен: всё, что до сих пор еще не приспособлено для мобильной жизни, — это большой рынок, ждущий своего предложения.
Мобильным людям нужны специальная одежда, аксессуары, еда. Нужны портативный офис и портативный дом. Нужны независимые от местонахождения сервисы («сервисы из облака»), предоставляющие возможность доступа отовсюду. Возникает социальная группа «городских кочевников» — людей, не привязанных ни к дому, ни к офису, но активно вовлеченных в работу одновременно по многим проектам, в составе различных рабочих групп.
Сегодняшний город предлагает этим людям разве что фаст-фуд и мобильную связь. А ведь понятие «образ жизни» включает также множество иных вещей и не-вещей. На этом примере я хочу показать, что даже понятные и изученные тренды создают множество рынков, множество «голубых океанов», ждущих своих первопроходцев.
Стремление к аутентичности и жажда разнообразия, здоровый образ жизни и переформатирование традиционной семьи, изменение роли женщины и создание «новых племен», объединенных совершенно произвольной идентичностью (стилем жизни, культурными кодами), — перечень малоизученных и неосвоенных трендов можно продолжать долго. Важно понимать, что тренды быстрее приходят не в развитые страны, а как раз наоборот, — в страны с недоразвитой инфраструктурой, такие как наша, где им не приходится ломать сопротивление инфраструктуры старой, сложившейся. И еще важное замечание: мировой кризис не сломал ни одного тренда, а только ускорил их: то, что предсказывалось в 2050, будет в 2020, а то, что ожидалось в 2020 — наступит в 2014, а это уже следующий год!