4 июля 2013 года стало известно, что Николай Лагун договорился о покупке Астра Банка, дочки греческого Alpha Bank. Это уже четвертый банк в коллекции банкира. На данный момент в собственности Лагуна уже находятся Дельта Банк, Кредитпромбанк и Омега Банк (бывший Сведбанк). Все свои банки уже в ближайшее время г-н Лагун планирует объединить под единым брендом «Дельта».
Подготовка к слиянию идет полным ходом. С конца июня Кредитпромбанк, согласно информации на официальном сайте, прекратил принимать новые вклады и пролонгировать старые. Вместо этого клиентам рекомендуют «воспользоваться выгодными предложениями и переоформить вклад на условиях Дельта Банка». Кроме того, банк прекращает эмиссию карт и закрывает все картсчета. Неактивные счета (с нулевым остатком по счету и отсутствием трансакции в течение 6 месяцев) будут закрыты автоматически. Остальные договора будут расторгнуты с выплатой компенсации клиентам за неиспользованный период действия карты.
Но не все идет гладко. 1 июля Хозяйственный суд Киева принял решение арестовать счета Кредитпромбанка до вынесения решения по иску КУА «Практика» (представляет интересы иностранных вкладчиков). Суть иска: банк отказывается вернуть в полном объеме вклады иностранных клиентов. В прессе уже поднялась шумиха по поводу ареста счетов банка. Но отметим, что суд арестовал счета на сумму 220 млн. грн. (эквивалент вклада иностранных клиентов), что составляет 2% активов банка. Корреспондент «Денег» в качестве клиента обратился в столичное отделение Кредитпрома и выяснил, что с рядовыми вкладчиками банк рассчитывается, даже если договор расторгается досрочно. Единственное условие: за пару дней посетить отделение и письменно уведомить банк о своем намерении.
Еще одна «девка на выданье» – Platinum Bank, специализирующийся на потребительском кредитовании. Кто станет новым владельцем банка, пока неясно, но на «руку и сердце» претендуют, по словам участников рынка, четыре инвестора – группа СКМ (ПУМБ, «Ренессанс Кредит»), группа Vertex (Финбанк), российский Альфа-Банк и уже упомянутый Николай Лагун. «На данный момент идет переговорный процесс с потенциальными акционерами. Этот процесс еще окончательно не завершен, поэтому говорить о каком-либо новом акционере пока преждевременно», – заявил в интервью Forbes генеральный директор Platinum Bank Грег Краснов.
Потенциально сменить собственника может еще одна «дочка» греческого банка – Universal (Eurobank EFG Group). В феврале 2013 года 85% Eurobank приобрел Национальный банк Греции, а, как известно, национализация финучреждений обычно приводит к продаже их активов вне страны.
А вот у «мамы» Пиреус Банка, похоже, дела пошли вгору. В марте 2013 Piraeus Bank выкупил греческие филиалы трех кипрских банков (Bank of Cyprus, Laiki, Hellenic Bank), что, по словам аналитиков, позволит упрочить позиции банка в Греции и ускорит решение существующих финансовых проблем. С одной стороны, финансовое «здоровье» материнской структуры – позитивная для дочерних банков новость. С другой, такая покупка свидетельствует о том, что Piraeus в большей степени заинтересован в укреплении своих позиций внутри страны, чем за ее пределами.
Что касается киприотов, то легкость, с которой они расстались со своими филиалами в Греции, отражает стратегию присутствия на внешних рынках. Ведь Греция для Кипра – стратегический партнер, в отличие от Украины. Возможность смены собственника косвенно подтверждали и Банк Кипра, и Марфин Банк. «Учитывая общую рыночную ситуацию в Украине, Bank of Cyprus Group понимает, что рассчитывать на получение достойного ценового предложения в короткие сроки невозможно. А значит, вероятная продажа Банка Кипра в Украине будет иметь место не ранее, чем через 9–12 месяцев», – сообщил «Деньгам» и. о. председателя правления Банка Кипра Иван Кузовкин в апреле 2013 года.
На сайте Марфин Банка («дочка» Laiki) в сообщении от 1 апреля 2013 года сказано: «Марфин Банк» представляет собой высококачественный, полностью самодостаточный актив существенной стоимости, который, в случае его продажи, будет интересен широкому кругу солидных инвесторов». То есть руководство банка не исключает его продажу в будущем, хотя утверждает, что не осведомлено о ведении переговоров.