Бюджетный процесс в Украине никогда не отличался слаженностью. Но принятие бюджета-2014 стало апофеозом сумбура. 5 минут 38 секунд – именно столько времени понадобилось депутатам 16 января, чтобы утвердить главный финансовый документ, по которому страна должна жить весь 2014 год. Без обсуждения, без рассмотрения более трех тысяч предложенных правок. И это при том, что бюджетный комитет парламента накануне заседал до глубокой ночи, внося изменения в соответствующий законопроект. А значит, депутаты, принимавшие бюджет, получили его в руки прямо перед заседанием Верховной Рады, то есть голосовали за кота в мешке.
К сожалению, полный текст принятого документа на момент сдачи номера в печать (17 января) обнародован не был. Но из цифр, озвученных после голосования, первым бросается в глаза значительный рост бюджетных расходов, почти на 12,4%, а также увеличение более чем на 6% доходной части. Существенная доля издержек пойдет на социальные траты, что вполне ожидаемо в предвыборный год. На себе госаппарат тоже экономить не собирается: существенно увеличено финансирование силовых структур в ущерб затратам на образование и медицину. В частности, член бюджетного комитета Татьяна Слюз заявила, что в целом расходы на содержание госаппарата вырастут на 370 млн грн.
Но если желание властей тратить больше накануне 2015 года объяснимо, то каким образом будет выполняться план по доходам? Кабмин свято верит в рост ВВП в 2014 году на 3%. Хотя прогнозы международных экспертов гораздо пессимистичнее: не более 1–2% за год.
Поэтому наращивание доходов бюджета за счет налоговых поступлений на 13,3% выглядит более чем призрачным. Особенно с учетом того, что промышленное производство падает с мая 2012 года, а более половины украинских предприятий – убыточны. Так что бизнесу стоит готовиться к усилению давления со стороны налоговиков.
Утопичен и план приватизации, который должен принести бюджету в 2014 году 17 млрд. гривен. За весь 2013 год Фонд госимущества смог привлечь менее 1,5 млрд. гривен, что составляет лишь 13% ориентировочной стоимости тех активов, что намечено выставить на продажу.
Отчасти недостаток поступлений в бюджет будет компенсирован заимствованиями. Предельный размер госдолга за 2014 год вырастет более чем на 100 млрд. гривен, превысив 30% ВВП. В данную сумму, естественно, заложены обещанные Россией 12 млрд. долл. При этом, в 2014 году Украине необходимо вернуть МВФ 3,67 млрд. долл., выплатить по еврооблигациям 1 млрд. долл. и 0,9 млрд. долл. по ОВГЗ, что будет создавать дополнительное давление на курс. Хотя если РФ выдаст обещанные займы, проблем с выплатами по внешнему госдолгу в 2014 году не будет.
Некоторые статьи явно говорят о том, что с выполнением бюджета в 2014 году будет туго. Например, ожидаемый дефицит государственной казны утвержден в размере около 72 млрд. гривен (4,3% ВВП), что является наибольшим абсолютным значением за все годы независимости. Кроме того, правительство намерено выделить 50 млрд. грн. под госгарантии (в октябрьском проекте было 30 млрд. грн). Фактически это скрытое создание долгов, расчет по которым отодвинут на будущее.
Правда, по итогам 1-го квартала парламент ежегодно вносит в бюджет поправки, исходя из его выполнения. Но как-то слабо верится, что изменения будут радикальными и, скорее всего, они в очередной раз коснутся и без того раздутых расходов.
Основные показатели госбюджета на 2014 год
Показатель, млрд. гривен | 2013 год* | 2014 год** | Динамика |
Доходы, в т. ч.: | 370,05 | 392,6 | +6,1% |
Поступления от внутренних налогов на товары и услуги | 195,3 | 221,17 | +13,25% |
Поступления от внешних налогов | 15,3 | 16,72 | +9,28% |
Поступления от приватизации | 10,9 | 17 | +55,96% |
Издержки | 419,33 | 471,3 | +12,39% |
Предельный дефицит | 50,6 | 71,6 | +41,5% |
Предельный объем госдолга | 483,1 | 584,5 | +20,99% |
Сумма госгарантий | 50 | 50 | 0% |
* Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 2013 год».
** На основе данных проекта закона о госбюджете на 2014 год, а также озвученных после его принятия показателях.