Нынешний финансовый кризис – четвертый на моей памяти с момента обретения независимости Украиной. У каждого из них были свои, якобы, уникальные причины. Уникальные ли? Скорее – закономерные. Первый – начало 90-х – был связан с младенческими болезнями Украинского государства. Оно не имело налоговой системы и нормально работающего центрального банка. Оттого государственные расходы финансировались за счет печатания денег. Кризис продлился три года, до осени 1994-го, когда Украина получила первый в своей истории кредит от МВФ.
Второй кризис был связан с «пирамидой» государственных гособлигаций – в 1998 году – а также с влиянием соседского, российского, финансового кризиса подобной же природы. Нефть тогда была дешевая, соседи обанкротились.
Третий кризис – «ипотечный», 2008 года, нам его извне принесло, в результате остановки уже активного на тот момент внешнего кредитования Украины.
Четвертый кризис – результат безответственной экономической политики в 2012–2013 годах, а также прямой агрессии соседа.
Выходит, каждый раз природа кризиса оказывалась совершенно новой и абсолютно неожиданной?
Ну, в общем, наполовину. В смысле – действительно, поводы всякий раз были новыми, но отнюдь не неожиданными. А вот глубинные причины кризисов 2008 и 2014 годов – абсолютно одинаковы: в обоих случаях правительства увлекались использованием госбюджета и валютных резервов для сохранения себя у руля.
Пятый кризис? Он неизбежен, так говорит экономическая теория. Вопрос только в его масштабах, размерах нанесенного ущерба и извлеченных уроках. В умных экономиках кризисы приносят, скорее, пользу, чем вред: да, экономический рост притормаживается, но взамен выпалываются неэффективные виды бизнеса, отправляются на свалку неумелые политики и совершенствуется общество (Малайзия, США, ЕС). В экономиках, основанных на воровстве (примеры нужны?), каждый новый кризис создает базу для более глубокого обвала во время следующего кризиса. И для последующей нисходящей спирали бедности общества (как в Аргентине или Украине, например).
Какой урок мы можем извлечь из двух последних кризисов – очевидно: нужно внимательно следить за руками правительства, требовать больше экономической свободы себе, настаивать на том, что наши издержки на поддержание линии обороны от агрессора должна нести не только Украина. В общем – нам, как стране, надо быть жадными, хитрыми и эгоистичными. А не просителями бледными.
Кстати, сходите проголосовать 26 октября – раз уж мы содержим этот «совет директоров», есть резон перетряхнуть его состав в пользу более умных и менее вороватых.