Мечта Национального банка – достижение равновесного курса – пока не сбылась. Нынче на валютных аукционах НБУ банки заявляют курс покупки на уровне 14,92–15,8 грн./ долл., а между собой банки торгуют по курсу 16–16,2 грн./долл. (на 28 ноября). «Курс сдерживает индикативный курс НБУ, о котором банкам ежедневно сообщается. Эти данные – индикативный курс – формируются ежедневно по результатам аукционов», – рассказали «Деньгам» в казначействе банка из группы крупнейших.
С аукционами все очень непросто. НБУ заявлял, что с помощью голландских аукционов стремится удовлетворить спрос на иностранную валюту. Однако объема проданной Нацбанком валюты банкам не хватает. Например, на аукцион 28 ноября банки подали заявок на 15,1 млн. долл., а в итоге купить у Нацбанка им удалось 3 млн. долл. Почему? Ведь глава НБУ Валерия Гонтарева еще недавно заверяла, что на валютных аукционах запланирована продажа от 5 до 10 млн. долл. всякий раз. Потому что «стратегия поменялась».
Теперь НБУ решил сократить продажу валюты на регулярных аукционах до 3 млн. долл. «Для уменьшения влияния на процесс определения рыночного равновесного курса намерений некоторых банков приобрести валюту на аукционах НБУ, начиная с 28 ноября 2014 года, уменьшает объем валюты, который предлагается для продажи на аукционах, до 3 млн. долл. ежедневно», – указывается в письме, которое Нацбанк разослал банкам 27 ноября.
НБУ требует от банков, чтобы те «перестали жадничать» и вели себя более ответственно. А банкиры, в свою очередь, предполагают, что, снижая объем продажи, НБУ пытается приблизить реальный курс (курс сделок на межбанке) и средневзвешенный по итогам аукционов. Вот и выходит, что равновесный курс на начало декабря – это 16–16,2 грн./долл., то есть чуть ниже «черного» курса, а не 14,97 грн./долл.
Поговаривают в банках и о грядущей «свободе» курсообразования от каких-либо индикативных значений. Эти новости связывают с возможной сменой руководства Нацбанка. Хотя регламент смены главы НБУ особого волюнтаризма не предполагает – сместить его досрочно можно по очень ограниченному набору причин. И просто желания Рады для этого совершенно не хватит.
А тем временем обеспокоенные дефицитом валюты банкиры через свою профильную ассоциацию (Независимая ассоциация банков Украины) предлагают Нацбанку вовсе отказаться от аукционов, дескать, толку от них никакого, они лишь увеличивают отложенный спрос, а курс все равно далек от рыночного. «В результате экспортеры не торопятся заводить экспортную выручку в Украину, пытаясь проводить расчеты за ее пределами, либо используют различные схемы расчетов. Чем быстрее рынок сам установит курс, по которому большинство субъектов рынка будут готовы проводить расчеты, тем быстрее рынок наполнится валютой за счет увеличения объемов продаж экспортерами валютной выручки и уменьшения спроса по неконкурентоспособному импорту», – уверены в НАБУ.
Куда идет экспортная выручка? Увы, явно не на межбанковский рынок. Экспортеры придерживают валюту, заводят ее на счета материнских или связанных компаний за рубежом или же играют по схеме «продай валюту сам себе». Так что пока ожидать всплеска предложения валюты – явно преждевременно. Результат – импорт товаров и услуг падает втрое быстрее, чем сокращается экспорт. В частности, по итогам девяти месяцев 2014 года, импорт товаров просел на 25,4%, до 41,2 млрд. долл. (по сравнению с тем же периодом 2013 года), тогда как экспорт товаров уменьшился на 7,7%, до 41,9 млрд. долл.
А что с резервами? Тревожно. Они уменьшились за октябрь на 3,8 млрд. долл., до 12,58 млрд. (данные на конец октября). Дефицит платежного баланса Украины в октябре составил 3,515 млрд. долл., что и привело к сокращению резервов. В Нацбанке отмечают, что «дефицит капитального и финансового счета составлял 2,9 млрд. долл., прежде всего из-за выплат по еврооблигациям НАК «Нафтогаз». В ноябре сокращение резервов было тоже неизбежно, пусть и в значительно меньших масштабах.
Прироста международных резервов пока не ожидается, и скорее всего Нацбанку придется сокращать объем продажи валюты банкам. Ведь очередной транш программы МВФ ожидается только в начале 2015 года. Само решение о выдаче транша в МВФ обещают озвучить в декабре. Правда, в декабре в Украину поступит 500 млн. евро – это макрофинансовая помощь ЕС. Вероятно, эту помощь тут же проглотят платежи в адрес «Газпрома» и европейских поставщиков газа.
В кассах банков валюты, как и прежде, практически нет. А на наличном черном рынке все спокойно: покупатели готовы брать по 15,8–16,2 грн./долл., продавцы выставляют заявки по 16,2–16,6 грн./долл. Некоторые банки готовы продавать валюту разве что своим клиентам либо для пополнения карточных счетов или погашения валютных кредитов.