Алексей Блинов - об угрозах дефолта

Алексей Блинов - об угрозах дефолта

Украина пережила самую первую, «драматическую» стадию кризиса в 2014 году, но 2015 год неминуемо будет депрессивным. В бизнесе больше всего страдают компании, ориентированные на российский рынок, предприятия ГМК (из-за нарушения производственных цепочек), импортеры разного рода товаров. Население же продолжает жить в условиях нестабильного валютного курса, «шатающейся» банковской системы и нехватки энергоресурсов.
Не лишены оснований и разговоры о дефолте. Математика здесь довольно проста. С одной стороны, снижение золотовалютных резервов Национального банка продолжается. Если не случится ничего экстраординарного, то на конец 2014 года их объем составит около 8 млрд. долл. С другой стороны, общий объем валютных платежей по внешним и внутренним долгам в 2015 году ожидается в объеме около 10 млрд. долл. Самые крупные выплаты придутся на конец года. К примеру, в декабре 2015 года правительству придется погашать еврооблигации, под которые Украина привлекла у Российской Федерации в конце 2013 года 3 млрд. долл.

Это подчеркивает важность сотрудничества с международными донорами, без которых по всем валютным обязательствам Украине не рассчитаться. В 2014 году Украина получила от МВФ и прочих доноров свыше 9 млрд. долл., что позволило рефинансировать валютные долги. Однако из-за промедлений страна не выбрала около 4 млрд. долл. запланированной финансовой помощи. Сейчас обсуждается объем финансирования Украины на ближайшие 15 месяцев в ориентировочном объеме 15 млрд. долл., что дает хорошую возможность не только рефинансировать долги по более низкой процентной ставке, но и существенно пополнить резервы. Но насильно деньги никто Украине давать не будет. Поэтому вопрос дефолта зависит от правительства: сможет ли оно выполнить взятые на себя обещания, не разочаровать доноров и показывать прогресс в реформах.
В 2014 году нам пришлось пережить несколько этапов девальвации. Нацбанк то и дело применял административные меры по сдерживанию курса. Да, они помогли выиграть время. Тем не менее, опыт уходящего года в очередной раз подтвердил, что поддерживать курс таким образом невозможно. В нынешних условиях рыночному курсообразованию нет альтернативы. Исходя из текущего состояния экономики, внешнеторгового баланса, укрепление гривны в ближайшее время вряд ли возможно. Однозначно можно констатировать, что основной объем девальвации уже состоялся. И в 2015 году обесценивание гривны возможно еще на 5–15%.

Банковская система, безусловно, переживет этот кризис. Сегодня плохо всем банкам без исключения, ведь отток средств за одиннадцать месяцев 2014 года составил 22%. Только с валютных счетов физлиц изъято около 9 млрд. долл., что является одним из сильнейших факторов давления на валютный рынок. Уход ненадежных банков продолжится. На мой взгляд, в ближайшие месяцы следует ожидать закрытия еще как минимум десяти банков среднего и мелкого масштаба.

А вот гиперинфляции нам опасаться не стоит. Темпы инфляции по итогам 2014 года не превысят отметку в 24%. А в грядущем 2015 году рост потребительских цен замедлится. По пессимистическому прогнозу, он составит 18%, по оптимистическому – около 8% (базовый прогноз – 12,1%). В то же время, падение реального ВВП в 2015 году может быть в диапазоне от 3% до 8% (базовый сценарий – 5%). В любом случае, показатели 2015 года сейчас изменить уже тяжело. А вот будет ли восстановление экономики в 2016 году, целиком зависит от сегодняшней решительности правительства в проведении реформ.

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK