Во-первых, теперь он распространяется не только на жилую, но и нежилую недвижимость. То есть налогообложению подлежат офисы и торговые здания, склады, гаражи, хозяйственные здания, сараи и даже погреба. Во-вторых, снижена предельная площадь жилой площади, которая под налогообложение не попадает. Если до 2015 года она составляла 120 кв. м для квартир и 240 кв. м для домов, теперь 60 кв. м и 120 кв. м (общей) соответственно. Вместе с тем местные советы имеют право по своему усмотрению устанавливать другие размеры «льготной» жилой площади. Например, Харьковский горсовет принял решение, что налогом на недвижимость в Харькове будут облагаться только квартиры и дома площадью более 120 кв. м. А в Одессе – квартиры от 120 кв. м и дома от 250 кв. м. В Киеве его вообще хотят отсрочить на год.
Также местным советам отдано право регулировать ставки налога. Главное условие, чтобы их размер не превышал 2% минимальной зарплаты (МЗП) за 1 кв. м (в 2015 году – это 24,4 гривны за «квадрат»). Для нежилой недвижимости до 2016 года применяется ставка до 1% МЗП. Кроме того, власти могут и вовсе отказаться от взимания налога.
В то же время, в отношении налога на недвижимость остается немало спорных вопросов. Местные советы должны назначить ставки и размеры льгот по его уплате до 1 февраля. Однако многие до сих пор этого не сделали. Кроме того, неясно, как будут платить налог владельцы нескольких объектов недвижимости, расположенных в разных регионах Украины. Также не стоит забывать, что в середине 2014 года механизм взимания налога уже менялся, и под него попала не только жилая, а вся площадь недвижимости. Соответственно, придется за первую часть года платить по одним, а за вторую – по другим правилам.
За детализацией обстоятельств «Деньги» обратились в Государственную фискальную службу и готовы опубликовать ее комментарий в ближайшем номере.