НБУ укрепил гривну после февральского скачка курса до 40 грн./долл. Ему не оставалось иного, кроме жестких мер: принимать бюджет с двукратной разницей против правительственного прогноза или наблюдать за сливом вкладов НБУ не мог (по его данным, только 23 февраля, в разгар паники, население изъяло из банков 2,2 млрд. грн.). Увидев резкую перемену направления, и бизнес, и население отправились сдавать иностранную валюту, которую ранее активно выкупало – и в банках, и на «черном» рынке. Собственно, этого и добивались.
Что теперь? НБУ сдерживает спрос на безналичную валюту в ручном режиме, тем и диктует котировки. 6 марта (день сдачи номера «Денег» в типографию) глава НБУ Валерия Гонтарева во время выступления в Верховной Раде сообщила, что, согласно расчетам Нацбанка, курс 20–22 грн. за доллар является достаточным для полного устранения дефицита текущего счета платежного баланса. «Новые средства от МВФ будут распределены между правительством и НБУ. Они позволят нам нарастить международные резервы до уровня 17 млрд. долл. на конец 2015 года», – заявила Валерия Гонтарева. И тем подала всем сигнал: «Граждане, сдавайте валюту».
Глобальный отток
Глобальных причин девальвации – несколько. Прежде всего, это работа печатного станка ради финансирования дефицита госбюджета и дефицита Нафтогаза Украины. Из-за платежей за газ и по внешним долгам сильно просели международные резервы НБУ – на 1 марта их объем упал до 5,625 млрд. долл. С таким объемом резервов у Нацбанка нет возможности сдержать растущий спрос на иностранную валюту, продавая ее из запасов. Еще одна причина девальвации – конфликт на востоке страны, который влияет на бизнес и население, – падает доверие к банкам и национальной валюте, соответственно, выводится валюта за рубеж и извлекаются депозиты (в первую очередь, в долларах и евро), а ввиду административных ограничений на наличном рынке расцветает его «черный» собрат.
Итого, что имеем: массовый отток иностранной валюты из страны и ослабленную гривну. Впрочем, должен быть и приток – Украина все-таки страна-экспортер. И, по данным Госстата, за 2014 год объем экспорта из Украины составил 53,9 млрд. долл. Это – на 13,5% меньше, чем в 2013 году, что весьма плохо. Но ведь и импорт тоже сократился: по итогам 2014 года его объем упал на 28,3% – до 54,4 млрд. долл. Да вот беда – экспортеры не стремятся заводить в страну валюту и сдавать ее. По словам банкиров, в феврале даже на пике роста стоимости доллара активность экспортеров в продаже валютной выручки не наблюдалась. «Экспортеры придерживают выручку, продают ее номинально связанным компаниям, хранят на счетах в иностранных банках», – рассказали в казначействе крупного банка.
Хитро-административно
Чтобы успокоить валютный рынок, НБУ применил ряд административных рычагов, обозначив новые правила игры в своих постановлениях от 3 марта 2015 года № 160 и № 161. Прежде всего, НБУ продлил действие ограничений на покупку валюты физлицами в сумме 3 тыс. грн. (эквивалент) в одном банковском отделении в день. Также по-прежнему забирать вклады в иностранной валюте можно в сумме 15 тыс. грн. в день. Сохранен и лимит по переводам за рубеж (не более 150 тыс. грн. в месяц). Снова продлена норма обязательной продажи валютной выручки экспортерами в размере 75%. А вот срок возврата выручки вскоре станет 90 дней, а не 180: парламент 4 марта принял за основу законопроект Кабмина № 2265. Пока речь идет о продаже в течение 90 дней, хотя Арсений Яценюк хотел видеть 60.
Ужесточил НБУ и правила покупки иностранной валюты компаниями-импортерами. Кроме того, что НБУ обязал банки мониторить состояние счетов клиентов и тщательно проверять каждую заявку на покупку валюты. Введены и другие ограничения.
Пока новые правила игры влияют на валютный рынок успокаивающе – на межбанке 6 марта торги проходили в рамках 22,6–23,3 грн./долл., а официальный курс установлен на уровне 2289,7045 грн за 100 долларов. Хотя в среднесрочной перспективе девальвация может вновь разыграться – предпосылки для этого имеются. Отложенный спрос на валюту все еще жив. Дальнейшее будет зависеть от масштабов прихода в Украину финансовой помощи, темпов затухания конфликта на Донбассе и готовности правительства жить по средствам.
А вот наказать валютных спекулянтов рыночным способом НБУ так и не смог: у него было достаточно резервов, чтобы накормить игроков сверхдорогой валютой на дне курса гривны. И, соответственно, он не смог потом откупить доллары в тот момент, когда «олени» начнут от них избавляться на росте гривны.