Игра в приватизацию и национализацию – любимое занятие украинского крупного и особо крупного бизнеса. Приватизация менеджмента, национализация убытков – я вот эти версии имею ввиду.
Национализация убытков «в особо крупных» впервые состоялась, когда опустошенные Укрпром, Родовид и Укргаз в 2009 году сперва спасали за счет налогоплательщиков, а затем махнули на них рукой – на два из трех. В итоге экс-хозяева получили возможность не платить по обязательствам своих банков. Примерно в ту же сторону течет нынче история с «Дельтой». То же самое было в свое время с Форумом, Надрами, VAB, Ситикоммерсом. Сперва обещания докапитализации от собственников, потом – если повезет – рассказы о неких новых инвесторах, между тем и другим – стабкредиты от Нацбанка.
Ну а потом – «похороны за счет заведения». То есть ликвидация и выплаты из Фонда гарантирования. Говорят, что в ликвидируемых банках есть кой-какие активы и Фонд имеет возможность компенсировать часть бюджетных трат за их счет? Может быть, но вот Платинум, активно искавший по рынку где бы чего толкового купить летом-осенью минувшего года, так и не нашел ничего внятного среди активов, доставшихся Фонду от ликвидируемых банков.
В общем, пока банки росли на раздувающемся рынке, длился банкирский праздник. А в непогоду нам всем, без исключения, предложили скинуться на их спасение. Что могу сказать: мне жалко крупных вкладчиков Дельты. Очень жалко. Но я понимаю, что напечатанные ради спасения этого банка 22 млрд. гривен означают минус 1 миллиард долларов из резервов НБУ и, возможно, плюс гривна-другая к курсу доллара. Что выбираем?
Приватизация менеджмента – любимая забава первой половины 90-х, до начала большой реальной приватизации. Сейчас она снова в моде. И вот босс отдельной железной дороги посылает босса всей железнодорожной администрации страны и демонстративно не покидает своего кресла. Это говорит о ж/д-финансах круче самого глубокого аудита.
Естественно, вся эта пена впечатляет внешний по отношению к Украине мир. Там читают о скандалах вокруг Укртранснафты, Нафтогаза, Юго-Западной железной дороги, крупных банков, по поводу контрабанды и безумных налогов. И делают выводы. Которые потом выливаются в конкретные цифры неприхода инвестиций, оттока капитала и во многие другие малоприятные вещи.
P.S. К чему это я о невыносимом? Да к тому, что все равно сор нужно выносить из избы. И ссылки на то, что «там нас не поймут и не поддержат» – это в пользу мелких шулеров. «Там» как раз такое и поймут, и поддержат. Так что – выносите.
(Колонка редактора опубликована в журнале "Деньги" №6. Купить онлайн-номер)