«Они нежно вас обнимут. Прижмут к груди, еще сильнее прижмут. А дальше вы либо задохнетесь, либо будете дышать с ними в унисон», – вот так на пальцах один опытный бюрократ объяснил мне происходящее в госаппарате с реформаторами.
Похоже, так оно и есть: система демпфирует руководителей министерств и других госорганов. «Носители институциональной памяти» вчистую переигрывают новых руководителей.
Примеры? Самый яркий – ситуация в Госфискальной службе. Комиссия, расследовавшая деятельность Игоря Билоуса и его коллег, пока не раскрывает итоги своей работы. Но бизнес хорошо знает, что Билоус пал жертвой системы. Экс-глава ГФС не смог побороть коррупцию в системе, а также провести полноценную налоговую реформу. Его съел и переварил «средний эшелон» фискальной системы.
На селекторных совещаниях старожилы системы берут под козырек. И потом смеются в спину новым боссам.
Почему так происходит? Почему люди, показавшие впечатляющие результаты в инвестиционном бизнесе, пасуют перед госбюрократами? Причин несколько. Какие-то – объективны, какие-то – зависят от самих «молодых реформаторов».
Объективные? Их, на самом деле, немного. Первая: на «ремонт» системы катастрофически нет времени и ресурсов. Та же налоговая: нужно все менять с самого низу и доверху. Но при этом никто не снимает ответственности за наполнение бюджета – как и в старые недобрые времена, есть негласный план поступлений (читай – нормативы «налоговой нагрузки»).
Вторая причина: у новых боссов пока нет возможности платить рыночную зарплату чиновникам уровня средний+ и своему второму эшелону. Законы этого не позволяют, понимаете? И это при том, что эффективные кандидаты на такие должности стоят в частном секторе от 800 тысяч гривен в год. В итоге видим на должностях фактически волонтеров. И еще звучат хорошо оплаченные крики «зачем чиновникам высокие зарплаты?».
Есть и третья причина: раздрай в верхних эшелонах законодательной власти, что не позволяет принимать нужные законы быстро и без глупостей в текстах. Кстати, эта причина ликвидируется проще всего.
Что касается причин субъективных, то буду груб и злоязычен: вчерашние и позавчерашние выпускники МВА, имеющие fluent English и блестящие сделки с крупными компаниями, вместо объективной оценки реальности нередко оргазмируют на своих прошлых успехах. И потому зачастую отказываются признаться самим себе, что столкнулись с новыми, доселе неведомыми им вызовами.
«Молодые реформаторы» погружены в малоаппетитную текучку, контактируют с саботирующими их решения подчиненными. Делегирование полномочий? Не удается из-за саботажа и низкой мотивации подчиненных. Фокусирование на ключевых проблемах? Размывается все тем же саботажем и коррупцией на средних эшелонах.
Что происходит дальше? Ну, примерно то же, что случилось с самым первым постмайданным министром экономики. Или с предыдущим главой ГФС.
Добро пожаловать в реальный мир.
Колонка редактора опубликована в журнале "Деньги" №9 от 14 мая 2015 года. Номер уже в продаже.