Регистрация нашего проекта изменений в Налоговый кодекс 3357 была неожиданной для правительства. Даже несмотря на то, что этот документ создавался при участии рабочей группы, сформированной по требованию Национального совета реформ. Тогда было принято решение, чтобы члены рабочей группы вместе с представителями Министерства финансов и всех профильных министерств вместе с привлечением гражданского общества согласовали ключевые параметры и разработали окончательную концепцию налоговой реформы. Ничего другого мы не делали. Так что проект №3357 – это формально согласованная концепция.
Но если говорить по правде, исходя из того, что произошло с регистрацией именно этого законопроекта, мы видим противоположную точку зрения Минфина. Слышим заявления министра финансов госпожи Наталии Яресько, которая утверждает, что либеральная налоговая реформа будет иметь ужасные последствия для бюджета. Хотя на самом деле представители Кабинета Министров не знают, что делать со своими предложениями по бюджету и налоговой системе, и поэтому даже не анализируют корректность своих заявлений и опасений. А ошибка Натальи Яресько состоит в том, что у нее нет времени заниматься налоговой реформой. И поэтому я утверждаю, что депутатский корпус больше не допустит голосования в сессионном зале за частичную или косметическую налоговую реформу.
Вместе с тем, каждый из нас должен понимать, что те нормы и изменения, которые заложены в законопроекте №3357, могут сработать только в комплексе. Частичные шаги не принесут никакого эффекта. Должна быть снижена нагрузка на фонд заработной платы, необходимо снижение ставки НДС и введение налога на распределенную прибыль. Убирать что-то из этой цепи невозможно, поскольку реформа полностью потеряет свой смысл.
Если же говорить об объединении налога на доходы физлиц и единого социального взноса, то делать этого категорически нельзя. Я уже несколько раз объясняла, что 30%, которые разделены между ЕСВ и НДФЛ, должны существовать раздельно до тех пор, пока мы не увидим реформу пенсионной системы. Кроме того, НДФЛ – это не только налог с заработной платы, а и со всех доходов граждан. И я не хочу накладывать объединенный платеж в 30% на все доходы населения. Проще платить 10% ПДФЛ и 20% ЕСВ – и не уклоняться.
Также необходимо провести обязательное «нулевое декларирование» (для физлиц – ред.). Только тогда мы сможем понять, где есть лазейки и почему налогоплательщик при официальной зарплате в 2 тыс. грн. тратит в месяц 20 тыс. грн.
Очень горячее обсуждение вызвали предложения изменений в упрощенную систему налогообложения. Как со стороны крупного и среднего бизнеса, так и со стороны предпринимателей, И хотя для части бизнеса единый налог создает неконкурентные условия деятельности, пока что мы выступаем против радикальных изменений. Считаю, что необходимо оставить возможность работать на упрощенной системе налогообложения до тех пор, пока не будет найдена достойная альтернатива.
Хотя наш законопроект уже предлагает эволюционную трансформацию путем перехода к уплате налога на доходы. Никакого масштабного учета. Достаточно посмотреть, как это организовано у наших европейских соседей. Там элементарные документы, где указаны только суммы и названия товара. А отечественная система даже упрощенного налогообложения требует содержать целый штат бухгалтеров.
Поэтому предложенный для предпринимателей смягченный механизм уплаты налога на доходы физлиц полностью выписан по образцу Польши и Германии. Документы элементарно просты: наименование продавца, ИНН, название товара, сумма. Их может оформить каждый предприниматель, и в этом нет ничего страшного. К тому же, и вторая, и третья группы и так ведут книгу учета доходов, поэтому для бизнеса такой учет будет приемлемым.
Что касается оттока IТ-специалистов из Украины и вывода ими доходов за рубеж, то наш проект прямо эту проблему, к сожалению, не решает. Но мы пытаемся понять, что задерживает людей в соседних странах и что именно нужно сделать в нашей стране, чтобы их вернуть. Тем не менее, вряд ли можно говорить о преференциях айтишникам, получающим выплаты в валюте. Исключений быть не может, и налоги должны уплачиваться на общих основаниях.