Министр финансов Наталья Яресько рьяно настаивает на том, что проект налоговой реформы, предложенный депутатами и гражданскими активистами оторван от реальности. Г-жа министр ссылается при этом на мнение Международного Валютного Фонда: она заявила, что миссия МВФ, прибывшая в Украину 11 ноября вместе с ее новым руководителем Рон ван Руденом, будет согласовывать буквально каждый пункт налоговой реформы, а также проекта бюджета. В противном случае Украина рискует лишиться финансовой поддержки Фонда, утверждает Яресько.
Но, на самом деле, все значительно сложнее. Прибывший в Украину Рон ван Руден – специалист именно по реформированию переходных экономик (даже книгу написал совместно с коллегами на эту тему), он имеет многолетний опыт работы в разрушенной войной и разъедаемой коррупцией Боснии и Герцеговине. Именно при его участии Сараево получало колоссальную поддержку от МВФ – в том числе, путем резкого расширения масштабов финансовой помощи даже в условиях остановившихся экономических реформ. «Остановившихся», разумеется, с точки зрения международных финансовых бюрократов, потому что номинальный ВВП на душу – около 5 тыс. долларов (в Украине – меньше), причем за последние 5 лет он вырос более чем на 10% после небольшого проседания в 2008-2009 гг. в результате глобального экономического кризиса.
Так что при должном красноречии и наличии расчетов Нина Южанина вполне сможет настоять на своем («косметической или частичной» налоговой реформы не будет»). И вопреки позиции Минфина комитет ВР продолжает продвигать свой проект №3357, зарегистрированный в Верховной Раде 26 октября. К тому же Южанина не без оснований говорит о том, что у Минфина нет аргументов в пользу своей архитектуры реформы, так как правительственный вариант сохраняет высокий уровень госрасходов в ВВП и жесточайшее фискальное давление. В то время как депутаты ориентируются на стратегию роста и стремятся снизить налоговое давление, сократив тем самым и коррупционные риски.
Большим повезет
Характеризуя реформу имени Минфина, можно совершенно явно обнаружить, что тепличные условия создаются крупному бизнесу, в первую очередь – имеющему иностранные корни (инвестиции). Некий зазор для выживания предложено оставить микробизнесу. А вот малому, среднему, и среднему+ отечественным – создаются неадекватно жесткие условия. В частности, безапелляционно предложено перевести «упрощенку» на общую систему налогообложения. Ну, и с обоснованием бюджетных последствий у Минфина большие проблемы: его расчеты давали сокращение бюджетных поступлений на 30 млрд. грн., затем – и вовсе 60 млрд. грн. Минфин в своей аргументации ссылается на словацкого реформатора Ивана Миклоша, который с февраля является советником Яресько и всячески превозносит словацкий опыт. Только как-то забывается при этом, что в Словакии в ходе реформ доминирующим капиталом стал иностранный и крупный.
Наталия Яресько, Министр финансов Украины:
МВФ ждет от Киева проект бюджета-2016, который построен на новой налоговой базе. Потому мы должны проработать каждую статью, каждый миллиард. Иначе действующая налоговая система приведет к потере 68 млрд. грн. из бюджета и срыву программы финансирования МВФ.
При этом Минфин, якобы, уже подготовил альтернативный законопроект, но продолжает консультации с крупным бизнесом (именно с крупным, исключая малый и средний), однако, держит свой документ за семью замками. Чтобы потом вынуть его как кроля из шапки.
Тем не менее и позиция комитета, невзирая на либеральные настроения и важные новации в части налогообложения распределенной прибыли и снижения базовых ставок НФДЛ и ЕСВ до 10%, все равно сводится к поэтапной ликвидации упрощенки. Первый звоночек – так называемый «облегченный» механизм налогообложения прибыли, который разработан депутатами и заложен в проекте №3357. «Облегченный» механизм все равно предусматривает ведение предпринимателями пусть и минимальной, но отчетности. А это сразу дает контролирующим органам почву для коррупции.
Александр Кирш, член парламентского комитета по вопросам налогов и таможенной политики:
Проект налоговой реформы правительства, который фактически убивает бизнес, начиная с малых предпринимателей, однозначно принят не будет. Как бы ни хотел этого премьер. Ситуация не та, что год назад, и Кабмин продавить свою позицию не сможет.
Хотя, если вернуться в 1999 год, когда президент Леонид Кучма своим указом дал жизнь «упрощенке», она была именно антикризисной мерой, в которой остро нуждалась вся экономика. Без громоздкой отчетности, без проверок, с минимальной налоговой нагрузкой – страна в течение двух лет вышла на траекторию роста, которая продолжалась непрерывно семь лет. Сегодня же все происходит с точностью до наоборот.
Очевидно, сейчас противостояние «профискального» и «прагматичного» крыльев уперлось в стену. Времени на споры нет, да и предъявить миссии Фонда Минфин реально ничего не сможет, так как высокое фискальное давление означает провал ВВП в 2016 году на двузначную величину. Впереди – тяжелые и жесткие политические решения.