Проект изменений в Налоговый кодекс, разработанный парламентским комитетом по налогам и таможенной политике, все-таки зарегистрирован в Верховной Раде – 26 октября за номером №3357. В целом, идеи, заложенные в законопроект, дублируют концепцию, которую комитет Нины Южаниной анонсировал еще в начале октября.
Налог на прибыль предложено взимать с распределенной прибыли, базовая ставка – 15%, налоговый период – год. НДС-счета остаются, но при этом увеличивается овердрафт, хотя злосчастное депонирование никуда не девается. Зато излишки по уплаченному НДС будут возвращаться плательщикам (но только на спецсчета), налоговикам запретят аннулировать налоговый кредит по формальным причинам, а возмещение НДС будет проходить полностью в автоматическом режиме, если к его суммам нет претензий. Значительные ограничения в части НДС коснутся аграриев: право использовать специальные условия останется лишь у тех сельхозпредприятий, которые занимаются животноводством.
По акцизам ожидается дальнейший рост ставок в течение 2016-2018 годов. На алкоголь – на 15% ежегодно, на табачные изделия – на 20% в год. Кроме того, появится электронное администрирование реализации топлива и акцизная накладная для этих целей.
Базовая ставка НДФЛ, как и планировалось, снизится до 10%, а единого соцвзноса – до 20%. При этом порог налогообложения пенсий вновь подымут до 10 прожиточных минимумов (все, что сверху – по ставке 10%).
В упрощенке больше всего изменений ждет 3-ю группу единого налога. Главное новшество – рост ставок с нынешних 2%+НДС или 4% с включенным НДС до 5%+НДС и 10% соответственно уже к 2018 году. Предельный объем годового дохода, как и планировалось, снизится с 20 до 5 млн. грн. Доход 1-й и 2-й групп «упрощенцев» привяжут к размеру минимальной зарплаты. А плательщики 4-й группы, к которой относятся аграрии, получат новые критерии использования единого. При условии, что годовой доход не превысит 100 млн. грн. или площадь используемых земель не более 3000 га.
Кроме того, появятся три новые группы для предпринимателей, которые предпочитают работать на общей системе налогообложения.
Налог на «роскошные» автомобили тоже остается – те же 25000 грн. в год. Единственное, что платить налог придется не в зависимости от объема двигателя (сегодня это более 3000 куб. см), а от стоимости авто: если цена машины превышает 1 млн. грн., а возраст – до 5 лет.
В части администрирования налогов законопроект предусматривает внедрение электронного кабинета налогоплательщика, появление института налоговых консультантов. Право законодательной инициативы в сфере налогового законодательства закрепляется за Минфином, налоговая милиция ликвидируется и вместо нее появляется служба финансовых расследований.
Тем не менее, шансы на то, что парламент одобрит проект №3357 без изменений, не сильно велики. Во-первых, сопротивляется Министерства финансов, которое до сих пор не представило финальный вариант своей концепции налоговой реформы. Более того, по словам Нины Южаниной представители Минфина упорно игнорируют любые предложения выйти на диалог. Во-вторых, Минфин жалуется на «не его» реформу в МВФ, который, в свою очередь, посредством главы представительства Фонда в Украине Жерома Ваше, намекнул, что снижение ставок по основным видам налогов не подкреплено компенсаторами. Есть претензии также со стороны экспертного и бизнес-сообщества, которое продолжает ратовать за полную отмену НДС-счетов и дальнейшее снижение нагрузки на фонд оплаты труда.
Поэтому внедрение налоговой реформы явно затягивается. И оно будет сопровождаться жесточайшим шантажом со стороны Минфина, который станет ссылаться на старшОго, то есть – на МВФ. Хотя в Грузии налоговую реформу провели, не особо оглядываясь на указания Фонда.