Все надежды на транш? Да, а еще на то, что НБУ сумеет объяснить экспортерам, сколько и кому они должны. Импортерам пальцы в дверь уже зажали – их к торгам допускают с большим разбором. Из-за петляния экспортеров объемы продаж – скромные, что весьма влияет на ситуацию с балансом спроса-предложения. Например, в конце января продажа валюты на межбанке была в пределах 223,1 млн. долл. в среднем день, и лишь в начале февраля – на уровне 240 млн. долл. в среднем день.
Курс продажи наличного доллара и официальный курс гривны к доллару
После длительного перерыва (перед тем аукцион был 25 января) в игру 5 февраля вступил Нацбанк, который вышел с аукционом по продаже долларов на 50 млн. долл. Да, капля в море отложенного спроса, но все же были надежды, что это несколько успокоит девальвационный галоп.
Но удерживать курс Нацбанк и не собирался – он установил минимальный порог отсечения заявок на отметке 25,86 грн./долл, хотя эту отметку официальный курс уже достиг 3 февраля, а потом гривна даже на один день немного окрепла. «Национальный банк сегодня снова продает валюту, поскольку политический кризис провоцирует панику на рынке. Это сезонный, нефундаментальный фактор», – уговаривала 5 февраля депутатов в Раде Валерия Гонтарева. Но своим аукционным курсом НБУ показал – игры на укрепление не будет. О том же свидетельствовало и выступление Гонтаревой в Европейской бизнес-ассоциации 1 февраля, где она заявила, что не видит предпосылок к укреплению гривны.
Заметно, что сейчас для Нацбанка выполнение маяков МВФ важнее курсовой стабильности. В частности, речь идет о пополнении международных резервов и принятии ряда законопроектов. И если с резервами все еще очень неплохо (на 1 февраля 2016 они достигли 13,44 млрд. долл.), то с другими маяками картина иная. Особо сложно обстоят дела в борьбе с коррупцией.
Новый Меморандум с МВФ все еще не подписан, а долгожданный транш, который страна ждет с конца 2015 года, на 1,7 млрд. долл. – не получен. Сроки снова переносятся, хотя в правительстве и НБУ не раз заявляли, что «Украина все требования выполнила». И тут, как назло, в финишный момент согласования Меморандума МВФ в правительстве разразился скандал с отставкой министра экономики Айвараса Абромавичуса.
«Его решение подать в отставку вызывает беспокойство. Если подозрения, которые он высказал во время заявления об уходе с должности, являются точными, то это явный признак, что взятые правительством обязательства по борьбе с коррупцией не выполняются», – заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард на второй день после громкого демарша министра.
Сейчас валютный рынок находится под достаточно сильным влиянием политических рисков, способных серьезно отсрочить новые вливания от МВФ. Хотя шансы у Украины на продолжение сотрудничества с Фондом – весьма высоки. «Украина является на данный момент самым значимым проектом МВФ. Провал программы EFF негативно отразится на репутации фонда. Поэтому МВФ заинтересован продолжать финансирование нашей страны», – уверен Андрей Приходько, главный экономист отдела стратегического планирования UniCredit Bank. Скажем больше – решение о поддержке с самого начала имело скорее политический, а не сугубо экономический характер, но это не снимает фундаментальных требований: минус коррупция, борьба с дефицитом госбюджета, структурные реформы.
Неопределенность в правительственных кабинетах, падение объемов валютной выручки к продаже и недоумение МВФ будут в феврале оказывать решающее влияние на курсовую динамику – похоже, укрепления нацвалюты пока не будет.
Что дальше? Жесткие переговоры, требования убрать коррупционеров – со стороны наших кредиторов. Раньше марта очередной транш от МВФ не получим. Курс будет колебаться около 26 на безналичном (межбанковском) рынке, временами взлетая. Наличный рынок будет вяло следовать за межбанковским.