Премьер 2.0: имитация реформ или реальные изменения?

Премьер 2.0: имитация реформ или реальные изменения?

Представители Международного валютного фонда крайне не довольны работой правительства, и продолжение сотрудничества висит на волоске. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард без устали повторяет: возобновим поддержку Украины, как только страна вернется на путь реформ.

Кабмин уже утвердил план действий на 2016 год. Он, якобы, предусматривает 379 конкретных решений, которые еще должны поддержать парламент и администрация президента. Но Коалиционное соглашение-2014 тоже было наполнено планами реформ. Рада уже готова принимать реформаторские законы – вот и «безвизовый пакет» приняла. Но уже звенят тревожные колокольчики: запаса времени и доверия у правительства сейчас еще меньше, чем былов момент старта Кабмина 1.0 в декабре 2014 года, а принимаемые Радой законы нередко отдают фальшью. К слову, на старте перезагрузки правительство и Рада выгребли гору антикомплиментов относительно закона об электронном декларировании госчиновников.

Налоги, таможня, дерегуляция

Во главе угла – налоговая реформа и наведение порядка на таможне. В планах – снижение фискального давления на бизнес, упрощение администрирования, очистка таможни и налоговой от коррупции. Для управления четырьмя таможнями будут привлечены международные компании. «Чтобы мы увидели, как это работает в западных странах», – объяснил Яценюк. Также Кабмин продолжает выступать за ликвидацию налоговой милиции и создание службы финрасследований. Можно подумать, на это не было времени осенью 2015 года.

Опасения есть, что под предлогом реформ и необходимости следовать рекомендациям МВФ нам предложат ликвидацию упрощенки для юрлиц и сужение сферы применения единого налога в принципе. Туда же – дальнейшее увеличение акцизов на алкоголь и табак, а также частичный демонтаж инструментов банковской тайны ради упрощения работы ГФС.

Нам обещают продолжение дерегуляции – будто и не было такой возможности год и полтора назад. Снова старая песня о дальнейшем упрощении регистрационных, лицензионных и прочих функций, в том числе за счет их перевода в электронный формат. Обещают с 1 апреля сделать обязательными электронные закупки для органов исполнительной власти наряду с системой обжалования, которая защитит права бизнеса. Мы будем контролировать эту замечательную программу непременно.

Выберут достойных

Через 14 месяцев пребывания у власти члены Кабмина обнаружили, что через госкомпании воруют слишком много – наверное, потому, что правительству об этом все без устали напоминали? И вот принято решение – 50 крупнейших предприятий подвергнуть международному аудиту и снабдить новым менеджментом, в том числе независимыми директорами. К моменту выхода номера из печати Кабмин должен был объявить конкурс на замещение глав Электротяжмаша, Укрэнерго, Центрэнерго, Укрспирта и Укрпочты. Вот мы и проверим – объявил ли?

«Правительство полностью изменило систему оплаты труда для руководителей госпредприятий. Теперь она зависит от финансовых результатов и экономической эффективности руководителей таких госпредприятий», – уверяет премьер. Показательным в этой связи стало демонстративное увольнение первого зама гендиректора «Укрзализныци» Максима Бланка, относительно работы которого циркулировало множество разнообразных слухов.

Перезагрузка Кабмина даст позитивный результат только при условии жесточайшего антикоррупционного прессинга в адрес правительства – и со стороны вновь созданных органов, и со стороны гражданского общества. Иначе Кабмин вернется на «траекторию забалтывания реформ».

Также Кабмин запланировал отправить на приватизацию энергогенерирующие компании, из которых первой станет Центрэнерго. Это будет нереально знаковый и очень скандальный процесс – уж очень велика цена вопроса, да и в планах правительства создать иностранную альтернативу главному энергоинвестору страны – Ринату Ахметову. Что, точно рискнут?

Еще две задачи на 2016 год – реформа в сфере образования и здравоохранения. Одна из инициатив – создание образцовых школ по всей Украине, так называемых hub schools. Министерство здравоохранения собирается утвердить новый порядок предоставления медуслуг за счет государства, а также разработать пакет платной медицинской помощи.

МВФ – на паузе

Пока Кабмин убеждает нас, что он «совсем другой», на месте стоит реализация программы сотрудничества с МВФ. Осенью-2015 паузу в выдаче очередного транша на 1,7 млрд. долл. связывали с принятием госбюджета-2016 и налоговой реформы. Сейчас – исключительно с политическим кризисом. За несколько дней до выступления в Раде Арсения Яценюка официальный представитель МВФ Джерри Райс заявил, что заседание совета директоров фонда по итогам второго пересмотра программы EFF для Украины зависит, в том числе от целостности правительства и коалиции. Такое заявление усилило позиции нынешнего правительства – доллары МВФ нужны стране.

О необходимости сохранения правительства и коалиции активно говорят и влиятельные западные СМИ – в статье на Bloomberg говорится, что «западные дипломаты заинтересованы в сохранении Яценюка. Им известно, что альтернатива, вероятно, привнесет нестабильность и новые выборы, на которых расклад партий в парламенте может быть гораздо менее привлекательным».

Так что будет, если завтра – выборы в парламент? Скорее всего – МВФ «встанет на паузу». «Как известно, МВФ не кредитует страны в предвыборный или переходный период на время формирования правительства. Логичный итог развала коалиции – перевыборы парламента. А это значит, что следующий транш страна может получить только после формирования новой коалиции уже во второй половине года», – уверен Андрей Приходько, главный экономист отдела стратегического планирования UniCredit Bank.

А что без траншей МВФ? На неопределенный срок будут отложены привязанные к фонду программы – кредитные гарантии от США и многое другое. Дальше – ползучее ослабление гривны наподобие того, что отмечено в январе-феврале нынешнего года.

Все ближе к 28

Политические риски и махновская вольница экспортеров давят на гривну, которая с начала февраля 2016 просела на 4% – до 26,46 грн. за доллар (курс на межбанковском рынке). Впопыхах Нацбанк даже начал частить с аукционами по продаже долларов на межбанке, но объемы, увы, слишком скромные (максимум 16 февраля – 49,8 млн. долл.), чтобы кардинально переломить ситуацию и заставить экспортеров, нервничая, сливать валюту.

Да и курс продажи валюты Нацбанком выставляется обычно так, что отсечение заявок происходит выше предыдущего официального курса. Так что НБУ сигналит экспортером – «не бойтесь, дурашки, играйте на понижение».

Повлияли ли аукционы на девальвационный тренд? Частично. Например, в среду 17 февраля, следующий после аукциона день, гривна укрепилась с 27,02 до 26,72 грн./долл. Но уже в четверг 18 февраля Нацбанку пришлось выкупать на аукционе доллары у банков (22 млн. долл.), чтобы гривна не начала укрепляться уж очень бодро. В результате чего в пятницу 19 февраля торги на межбанке проходили в пределах 26,3–26,9 грн./долл.

Аналитики инвестбанка Goldman Sachs считают, что политическая неопределенность может вызвать очередной отток капитала и вкладов из банков. Это повысит давление на резервы и гривну, курс которой, по их мнению, уйдет до 30 грн./долл. к середине 2016 года. Хотя особого доверия к специалистам именно этого инвестбанка у нас нет – уж очень часто их прогнозы были «мимо кассы» – наподобие идеи об укреплении российского рубля в начале 2016 года.

Что дальше? Нормализация атмосферы в правительстве и парламенте вполне способна ускорить достижение согласия с МВФ и, возможно, даже простимулирует хитроумных экспортеров начать возвращать валютную выручку. Это значит сохранение курсовых колебаний на межбанке в пределах 26–27,5 грн/ долл. до конца весны, как минимум. В случае негативного сценария (полный развал коалиции, жесткие конфликты в правительстве и парламенте, досрочные выборы) сценарий «курс выше 30» окажется реальностью.

Так что у нынешнего руководства Кабмина есть могучие рычаги для шантажа союзников. И в качестве противовеса этим рычагам смогут выступить разве что свежесозданные независимые антикоррупционные органы – если будет на то политическая воля президентской ветви власти.

Что успел сделать Кабмин за 15 месяцев работы, что собирается успеть в 2016-м, а что из обещанного «забыл» читайте в журнале "Деньги" в №4 от 25 февраля. Номер уже в продаже.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK