Кабинет Министров 14 марта обнародовал план действий на 2016 год, представленный премьером Арсением Яценюком еще в конце февраля. Объемный документ включает 379 задач, которые обязуется выполнить правительство вместе с Верховной Радой и Администрацией Президента. Очевидно, что этот план перекликается с требованиями МВФ, а также других кредиторов. Например, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд выступила с обращением, в котором поддержала реформы, которые проводит Украина. Но при этом призвала украинские власти ускорить стабилизацию энергетического сектора, усилить работу над улучшением бизнес-климата, провести открытую и прозрачную приватизацию, добиться независимости правосудия, реформировать здравоохранение и образование. Все эти направления включены в программу Кабмина. Но, как принято говорить, дьявол – в деталях.
А детали свидетельствуют о том, что программа больше похожа на пышную декорацию, чем на дорожную карту с конкретными действиями. Главная претензия – отсутствие конкретики в описании ожидаемых результатов, отсутствие цифровых ориентиров и острая нехватка четко установленных дат исполнения намеченного.
Правительство не называет конкретных сроков и цифровых показателей выполнения программы. И это все, что надо знать о ней
Кабмин обещает бороться с коррупцией, в том числе путем внедрения электронного правительства и развития онлайн-сервисов. Единый портал административных услуг должен заработать уже в декабре 2016 года. Это немного смешно, учитывая, что основной груз по внедрению e-government несут волонтерские команды и частные структуры.
На повестке дня и реформа полиции. Ее маркерами станут аттестация правоохранителей, создание управлений патрульной полиции в 28 городах Украины, а также нового спецподразделения «КОРД». Кроме того, уже в июле должна заработать система автофиксации нарушений Правил дорожного движения.
Большие планы у правительства и в сфере энергетической независимости. Украинская газотранспортная система будет интегрирована с европейской ГТС, продолжится реструктуризация НАК «Нефтегаз Украины». Также Кабмин намерен расширить мощности атомных электростанций, увеличить добычу урана, чтобы снизить зависимость от импортного топлива. Вот только в течение года выйти из зависимости от российских поставщиков топлива не смогут. Возможно, поэтому в программе нет конкретных цифр по снижению доли российских поставок в потреблении топлива украинскими АЭС?
Бизнесу обещают налоговую реформу, «очищение» от коррупции Государственной фискальной службы и таможни. Как и в 2015 году, речь идет об упрощении администрирования и отчетности, о внедрении онлайн-сервисов для налогоплательщиков. Второе направление – дерегуляция: дальнейшее сокращении лицензионных процедур, уменьшении времени на регистрацию бизнеса, повсеместное использование электронных реестров и онлайн-процедур госзакупок.
В приватизации особый акцент делается на продаже крупных сельхозпредприятий и спиртзаводов, а также компаний в энергетике и добыче полезных ископаемых. Управляющих государственными компаниями Кабмин планирует выбирать на конкурсной основе, а также намерен провести аудит и реструктуризацию госкомпаний с «фискальными рисками».
Основные направления работы Кабинета Министров Украины в 2016 году
Направление реформ | Ключевые поинты | Меры/шаги | Срок реализации | Угрозы/риски |
Налогообложение и налоговая реформа | Налоговая реформа (цель 226) | Упрощение администрирования и отчетности; одноуровневая система налоговых споров; внедрение налогового инвесткредита | Конкретный период реализации не указан | Отсутствие конкретики и снижения налоговой нагрузки |
| Реструктуризация ГФС (цель 227) | Формирование офиса крупных налогоплательщиков; создание службы финрасследований | Конкретный период реализации не указан, частично – в 1 полугодии 2016 года | Эта задача висит уже несколько лет. Ее решение, похоже, саботируют? |
| Реформа таможни (цели 228-229) | Упрощение транзитных процедур; привлечение международных советников; включение таможен в региональные подразделения ГФС | До конца 2016 года | Возможна потеря управляемости и саботаж на местном уровне |
| Развитие электронных услуг (цели 230-231) | Электронный кабинет налогоплательщика; автоматизация таможенного оформления | II-IV кварталы 2016 года | Отсутствие у ГФС адекватной технической инфраструктуры для качественных онлайн-сервисов |
Дерегуляция | Доступ к админуслугам (цели 53-54) | Увеличение количества центров по предоставлению административных услуг; создание электронного правительства | До конца 2016 года | Саботаж на низовом уровне, несогласованность действий ведомств |
| Регистрация и лицензирование (цели 232-234, 241) | Сокращение лицензий и разрешений, в т.ч. получение 70% разрешительных документов онлайн; регистрация юрлиц в течение 24 часов с одновременым присвоением статуса плательщика НДС | До конца 2016 года | Возникают риски нарушения прав потребителей, появление на рынке «однодневок» |
| Электронные реестры (цели 242-243) | Использование реестра обременений в режиме онлайн; сокращение времени и затрат на регистрацию недвижимости | I квартал 2016 года | Злоупотребления со стороны регистраторов и нотариусов: фиктивные записи и изменения записей. Пока не предъявлен механизм предотвращения таких злоупотреблений |
| Валютное регулирование (цель 249) | Упрощение условий работы IT-бизнеса, фрилансеров, экспортеров товаров и услуг | До конца 2016 года | Нацбанк просаботирует эту задачу |
Энергетика, инфраструктура и ЖКХ | Энергетическая независимость Украины (цели 82 – 83) | Рыночные тарифы для субъектов электрогенерации; интеграция украинской ГТС с европейской; привлечение иностранных инвестиций на строительство ГЭС; увеличение доли атомной энергетики | В течение 2016 года | Отсутствие альтернативы по закупкам топлива для АЭС. Злоупотребления в энергораспределяющих и энергогенерирующих компания: необоснованное раздувание тарифов |
| Ремонт и содержание дорог (цели 307 - 308, 310) | Контроль качества дорожного ремонта с привлечением независимых консультантов; создание госпредприятия для обслуживания дорог; ответственность перевозчиков за перегруз; реформирование «Укравтодора» | II-IV квартал 2016 года | Отсутствие бюджетного финансирования на ремонт дорог и механизма ответственности за разворовывание денег. Децентрализация системы «Автодора» пока не принесла внятных результатов |
| Модернизация ЖКХ (цели 86, 89-90) | Полная ликвидация ЖЭКов; обновление коммунальной инфраструктуры за счет инвесторов; 100%-й индивидуальный учет тепла и водопотребления с 2019 года | Конкретный период реализации не указан, частично – в течение 2016 года | Невнятная процедура передачи домов от ЖЭКов управляющим компаниям; неготовность населения устанавливать системы учета энергоносителей за свой счет |
| Энергоэффективность (цели 91-96) | Закон об эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов; закон об энергоэффективности зданий; привлечение частных инвестиций для этой цели; развитие возобновляемых источников энергии | Конкретный период реализации не указан, частично – в течение 2016 года | Нехватка государственных программ по финансированию для целей энерго-модернизации |
Приватизация | Продажа стратегических предприятий (цели 274 - 276) | Главные кандидаты - «Укрспирт», «Аграрный фонд», «Артемсоль», Государственная продовольственно-зерновая корпорация; разработка механизма передачи доли акций в приватизируемых предприятиях их сотрудникам | Май-декабрь 2016 года | Отсутствие у инвесторов интереса к приватизации, низкое качество менеджмента и «искусственная» убыточность государственных активов |
| Прозрачность приватизационных процедур (цели 278-280) | Аудит крупнейших предприятий; назначение руководителей госкомпаний на конкурсной основе | В течение 2016 года | Сохранение практики саботажа конкурсов, невнятные критерии отбора новых топ-менеджеров |
| Реструктуризация госсобственности (цели 281, 285) | Обновление или ликвидация убыточных/ неработающих государственных предприятий | Конкретный период реализации не указан | Запутанность ликвидационных процедур затянет их на годы |
| Создание Национальной холдинговой управляющей компании (цель 282) | Централизованное управление крупнейшими госпредприятиями | I полугодие 2016 года | Коррупционные проявления как следствие управления огромным пулом госсобственности из «единого центра» |
Павел Харламов