Однако Верховная Рада не проголосовала ни за один из них. Потому что случился скандал отоносительно закона о «спецконфискации», который все-таки приняли в первом чтении – в надежде, что его недостатки будут устранены во время второго чтения. Наибольшие возражения вызывают в нем схема «переписывания» гособлигаций на 40 млрд. грн., которыми владеют лица из окружения Януковича, а также угроза использования механизма «спецконфискации» для рейдерского захвата активов. Также остается вопрос о соответствии данного закона статье 41 Конституции Украины, в которой, среди прочего, сказано: «Конфіскація майна може бути застосована виключно за рішенням суду у випадках, обсязі та порядку, встановлених законом».
Но этот скандал не был единственным: накануне финансовый комитет ВР рассматривал два законопроекта о реструктуризации валютной ипотеки. Правительственный под № 4004 предусматривает частичное списание долга некоторых инвалютных заемщиков. А проект авторства Александра Вилкула и Дениса Дзензерского предлагает похожую схему, но с беспроцентным погашением остатка долга после реструктуризации.
По словам управляющего директора НАБУ Елены Коробковой, законопроект Вилкула хуже скандального № 1558-1 «все по пять», ветированного президентом. «Если от того законопроекта убытки банковской системы составляли бы 100 млрд. грн., то от этого – уже 120 млрд. грн.», – заявила Елена Коробкова. Под давлением активистов комитет решил вынести на голосование оба законопроекта. В ответ митингующие 16 марта разбили входную дверь в здание комитета, снесли металлоискатель на входе и некоторое время блокировали депутатов в здании комитета.