Монетизируем: Как заработать на агротуризме

"Деньги" выяснили, как и на чем агротуризм можно сделать бизнесом в Украине.
Монетизируем: Как заработать на агротуризме
depositphotos.com

На просторах Украины агротуризм лишь встает на ножки, хотя первые такие бизнесы появились в стране лет пять-семь назад. А зря мешкаем: история агротуризма уходит корнями еще в 19-й век. И пусть этот вид туризма активно развиваться начал в странах Западной Европы только в 1970-е годы, сейчас он уже приносит солидные доходы очень большому количеству небольших хозяйств. Например, в Италии, Австрии, Испании, Франции.

Читай также: Как продвинуть свой бизнес в интернете

Агротуризм, который еще называют “сельским“, “зеленым“ или “эко-туризмом“, это - отдых в условиях, максимально приближенных к реальным условиям жизни коренного населения конкретной страны или региона. Как правило, туристы останавливаются где-нибудь в сельской местности, на ферме. Знакомятся с достопримечательностями, с местной культурой и традициями, пробуют национальную кухню и даже помогают фермерам вести хозяйство: ухаживают за животными, собирают урожай, занимаются виноделием.

Почему популярность агротуризма растет, догадаться несложно. Жители крупных городов выбирают такой вид отдыха как возможность перезагрузиться, отвлечься от напряженного темпа жизни, стрессов, и провести отпуск в спокойной обстановке,подальше от городской суеты и поближе к природе.

Читай также: Где отдыхают украинцы и сколько тратят - Инфографика

По разным данным, доходы от агротуризма в ЕС достигают 20-30% всех доходов туриндустрии, а доля фермеров и предпринимателей в сельской местности, которые совмещают основной бизнес с предоставлением услуг “зеленого“ туризма, составляет 10-15%. Это, на самом деле, очень много, это означает, что практически в любой итальянской деревушке есть agriturismo.

Существует несколько моделей агротуризма. Британская предусматривает тесный контакт туристов с семьей фермера, многочисленные экскурсии, а также верховую езду. Французская модель отличается уклоном в сторону гастрономического и винного туризма. При этом туристы чаще всего останавливаются не у местных жителей, а снимают себе отдельное жилье.

Немецкая модель - это проживание туристов на ферме и вовлечение их в повседневную деятельность крестьян: работа в поле, выпас животных, охота и рыбалка.

Один из наилучших примеров агротуризма дает Италия. Там, как правило, отдых в сельской местности совмещен с гастрономическими и винными турами, с посещением различных фестивалей и погружением в национальную культуру.

Читай также: Безопасное летнее путешествие за границу: Что нужно знать туристу

Италия обладает потрясающей природой, горы и холмы занимают 80% ее площади, а протяженность морской береговой линии -свыше 7600 км. Еще на территории страны сконцентрировано множество памятников культурного наследия, которые включены в список ЮНЕСКО. Все это привлекает огромное количество туристов: по данным национального института статистики Италии (ISTAT), за 2018 год страна приняла почти 430 млн. путешественников. Из них минимум каждый шестой наслаждался прелестями агротуризма.

Впрочем, в Украине у агротуризма тоже большие перспективы. Доля сельского населения в нашей стране - порядка 31%, или свыше 14 млн. человек. При этом за пределами крупных городов хорошо развито фермерство, которое является, по сути, основой для агротуризма.

Помимо этого, Украина - территория с внушительной географической протяженностью, как с востока на запад, так и с севера на юг. Это формирует разнообразие климатических, природных, ландшафтных зон, в национальной кухне, обычаях.

Главная изюминка западной части страны - Карпаты, Прикарпатье и Закарпатье. Там свой микроклимат, несколько национальных парков, аутентичная культура и традиционный образ жизни местного населения. Добавим немалое количество замков, крепостей, костеловв Тернопольской, Ивано-Франковской, Львовской, Хмельницкой, Черновицкойи Волынской областях, и этот регион однозначно можно считать одним из наиболее привлекательных для “зеленого“ туризма.

Юг Украины - это море, более теплый по сравнению с остальной частью страны климат (лето там по факту длится не три, а четыре месяца) и несколько знаменитых заповедников. Например, Аскания-Нова, “абсолютно заповедная» степная зона, где никогда не велось сельское хозяйство, или Олешковские пески - одна из крупнейших песчаных пустошей Европы, ее площадь составляет 209 тыс. га.

Читай также: Создаем с “нуля“: Как зарегистрировать бизнес

Полесье - Киевская, Житомирская, Черниговская, Сумская области - изобилуют лесами, реками и озерами. Там процветает индивидуальное сельхозпроизводство и много небольших сел, цивилизация которых практически не коснулась. Все это дает в итоге отличную картинку для поклонников истинного сельского туризма.

Не стоит забывать, что Украина отличается богатейшей национальной кухней. Еще в 2016 году одно из крупнейших сообществ путешественников Yonderbound включило Украину в ТОП-20 стран, в которых наилучшая национальная кухня. Участниками этого рейтинга стали Италия, Франция, Испания, Португалия, Греция - так что мы в хорошей компании.

Еще в Украине развивается виноделие. Конечно, до Франции, Испании и Италии нам очень и очень далеко. Но в Одесской, Херсонской и Закарпатской областях сконцентрировано большое количество авторских виноделен. Причем, как правило, это - семейные хозяйства, с историей.

Тем не менее, одной лишь природы и вкусных блюд для развития агротуризма явно недостаточно. Серьезную роль в стимулировании этого направления бизнеса играет государство.

Например, в той же Италии жители сел и деревень получают немало льгот, если они занимаются агротуризмом. Например, фермер, который сдает постояльцам часть жилья, где он прописан и живет, и при этом получает 50% и более дохода от продажи собственной сельхозпродукции, полностью освобожден от уплаты налога на прибыль и уплачивает НДС по сниженной ставке. Кроме того, во многих странах предприниматели на запуск проектов в сфере агротуризма получают льготные кредиты от государства, их бизнес освобожден от проверок (как минимум, на первое время после старта).

В Украине, к сожалению, таких стимулов не существует. Да, у фермеров есть возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения. Но только при условии, что доля дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства не менее 75% всей выручки. Если же фермер для параллельной деятельности по агротуризму выберет общую систему с уплатой 18% НДФЛ, у него никаких налоговых льгот не будет. Ему остается строго ограничивать долю своих доходов от агротуризма лимитом в 25%, если он хочет пользоваться радостями упрощенной системы.

Также для развития сельского туризма очень важно наличие хорошей логистики. Качественные дороги, налаженное транспортное сообщение даже между самыми отдаленными населенными пунктами. Людям должно быть удобно добираться до тех мест, которые они хотят посетить. Украина по этому параметру, увы, тоже сильно отстает от Западной Европы.

И все же, возможность построить бизнес на “зеленом“ туризме на просторах нашей страны однозначно есть. Чтобы такой проект был успешным, нужно, в первую очередь, выбрать регион или местность, привлекательные для туристов (см.инфографику) и схотя бы относительно приемлемой транспортной доступностью. Это важно как для приема постояльцев, так и для дальнейшего перемещения по экскурсионным маршрутам.

Читай также: Малый бизнес изначально стремится к тому, чтобы сделать мир лучше, чище и комфортнее

В крайнем случае, можно включить в пакет услуг трансфер из ближайшего аэропорта или станции, до которой добираются скоростные поезда. Сразу два преимущества: гарантируем качество логистики и зарабатываем еще немного на тех же самых клиентах.

Важно изначально понять, что будет фишкой бизнеса, какой уникальный опыт он сможет дать туристам. Например, это - ферма с собственной сыроварней или хозяйство с принадлежащими ему охотничьими угодьями. И еще лучше, если постояльцы будут слышать от хозяев какую-то легенду, историю, которая сделает для них это место еще более особенным. “Деньги“, например, когда-то писали о предпринимателях, которые открыли в Карпатах милитари-усадьбу в бывшем военном бункере.

Лес с дикими пчелами. Река с форелью. Луга с редкими растениями. Болота с ягодами. Грибные угодья. Все это можно сделать атракционом. И многое другое. Например, какое-нибудь старое языческое капище. Пусть даже реконструированное по эскизам археологов - позволили же себе критяне реконструировать и восстановить Кносский дворец. И - от туристов нет отбоя, тысячи желающих потрогать руками “как настоящие“ колонны и плиты, воссозданные в ХХ веке.

Желательно, чтобы бизнес на агротуризме мог работать в любой сезон. Скажем, летом и осенью акцент будет на ведении подсобного хозяйства и на экскурсиях, а зимой - на гастрономических и винных турах, на конных катаниях, да мало ли на чем еще. Большое подспорье могут оказать ярмарки и фольклорные фестивали, которые часто проводятся в провинции в весенние и летние месяцы.

Для продвижения бизнеса обязательно стоит привлекать местных предпринимателей - гидов, владельцев ресторанов, пекарен, винодельческих и фермерских хозяйств, которые будут выполнять роль “сарафанного радио“, а взамен получат клиентов.Дополнительную рекламу могут дать социальные сети, прежде всего, тематические и туристические сообщества, где “пасется“ целевая аудитория.

Необходимо наладить диалог с местными властями и локальными объединениями предпринимателей. Несмотря на то, что на государственном уровне поддержка агротуризма в Украине как таковая отсутствует, главы районных и областных администраций зачастую заинтересованы в привлечении малого бизнеса и оказывают ему поддержку, так как понимают, что развитие агротуризма делает большой вклад в развитие всего региона. К тому же, нормальные взаимоотношения с властями позволят избежать избыточного интереса со стороны проверяющих и контролирующих органов.

Ну и, конечно же, стоит просчитать все затраты на: приобретение недвижимости или целой фермы, подготовку к приему туристов, создание для этого необходимой инфраструктуры и т.д. При оптимистическом сценарии вложения в такой бизнес окупятся за 3-5 лет. Но нужно приготовиться к тому, что инвестиции вернутся гораздо позже. Из-за непредвиденных расходов, которые будут возникать в первое время, или из-за более низкого, чем ожидалось, потока клиентов ввиду сезонности, которую все равно нельзя исключить и спрогнозировать. 

Биссо Атанасов, винный эксперт и руководитель винодельни в Пьемонте, часто бывает в Украине

Для того чтобы привлекать туристов и продвигать агротуризм, страна должна рекламировать себя на мировой арене. Например, Италию знают во всем мире по кухне и винам.Причем, в каждом регионе Италии своя специфическая кухня, которая больше нигде не повторяется. Это особенно ценно. Поэтому в любой стране есть итальянские рестораны, и продается итальянское вино. Такие вещи работают как визитная карточка страны. Мне кажется, что фишками Украины, которые помогут развивать агротуризм, можно сделать природу, памятки архитектуры, природные заповедники и национальную кухню. Но все-таки главное в агротуризме - поддержка государства. Налоговые льготы, свобода предпринимательства. Если бы в Италии крестьяне платили за возможность заниматься агротуризмом чрезмерно высокие налоги, они бы просто не шли в эту сферу. Для итальянских фермеров агротуризм - это неплохое дополнение к их основной деятельности. Вплоть до того, что они три-пять месяцев работают, а остальное время живут за те деньги, которые заработали в сезон. Но, повторюсь, фермер должен понимать, ради чего он это делает, и как государство ему в этом помогает.

Светлана Шмелева, Биссо Атанасов

Статья из Журнала “Деньги“ №11 от 13 июня 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK