Украина вслед за Европой внимательно вглядывается в будущее. Радует удешевление евро накануне массовых отпусков? А не последует ли за ним снижение экспорта в ЕС? Воодушевляет удешевление нефти (и вслед за ним перспективы дешевого газа)? А не рухнут ли за ними цены на украинский металл?
Чем раньше получим качественные прогнозы и оценки, тем проще будет потом.
Откуда оно взялось
Для начала – о предпосылках Причин нетерпимости англичан к союзу, на самом деле, несколько. Но основных – две. Первая: “Нам надоело за счет своих налогов дотировать слабые экономики других евростран“. Вторая: “Пусть, наконец, закончится этот поток иммигрантов“. Такие тезисы повсеместно звучат из уст обычных граждан UK. То есть население страны сделало выбор в пользу удовлетворения своих давних фобий. Правда, при этом не были учтены экономические и финансовые последствия для самой Великобритании. Один из моих знакомых – британец украинского происхождения – дико ругался после объявления результатов. Потому что рухнут цены на его недвижимость и уже упала стоимость его пенсионного плана, в котором собрано несколько сот тысяч фунтов стерлингов.
Еще до проведения референдума инвестор и миллиардер Джордж Сорос высказал мысль, что британцы недооценивают истинные последствия голосования за выход из ЕС. По его мнению, воздействие на финансовые рынки, инвестиции, цены и занятость будет немедленным и сильным. Речь идет, прежде всего, об ослаблении фунта, то есть о девальвации. Но не только об этом. После референдума Сорос заявил, что процесс распада Евросоюза стал необратимым и призвал перестроить альянс на новых условиях.
“Сейчас катастрофический сценарий, которого многие боялись, материализовался, сделав распад Евросоюза практически необратимым. Напряжение в отношениях между странами-членами Евросоюза достигло переломного момента, не только из-за беженцев, но и из-за противоречий в отношениях между странами-кредиторами и странами-должниками в пределах еврозоны“, – уверен Сорос. Финансист твердо уверен: ЕС еще можно спасти, правда, придется провести некоторую реконструкцию, сосредоточившись на решении множества европроблем.
Высказался миллиардер и о самой Британии. Он считает, что выгод от выхода из ЕС страна может и не получить. “Объединенное Королевство само может не выжить. Шотландия, которая проголосовала за сохранение членства в ЕС, может снова попытаться обрести независимость, и некоторые официальные лица в Северной Ирландии, где избиратели также проголосовали против выхода из ЕС, уже призвали к объединению с Ирландией“, – отметил Джордж Сорос.
Из-за Brexit Джордж Сорос потерял немало денег – он вложился в британский фунт стерлингов, который сильно просел за последнюю неделю июня. Хотя сам финансист и утверждает, что, якобы, даже заработал благодаря референдуму в Великобритании, так как изначально был пессимистично настроен по отношению к большинству активов, которые подешевели в конце июня из-за Brexit. Хедж-фонд Soros Fund Management вскоре после референдума сделал ставку в размере 100 млн. евро на дальнейшее снижение цен на акции Deutsche Bank. Расчет оправдал ожидания Сороса – акции банка обвалились сначала на 14%, а затем на все 20%. Это уже принесло фонду Сороса порядка 10 млн. евро. Но злые языки утверждают, что потерял Сорос в целом значительно больше – накануне он открыл “длинные“ позиции по фунту стерлингов. И не исключено, что его потери по этим операциям могли исчисляться сотнями миллионов долларов (в 1992 году на сделках с фунтом противоположной направленности он заработал миллиард долларов).
“Длинные“ позиции по фунту открывал, очевидно не один Сорос – его примеру следовали и другие. Да и в целом потери 400 богатейших людей планеты в результате голосования по Brexit потеряли около 130 млрд. долларов. Понятно, что в первую очередь за счет снижения капитализации европейских, в том числе – британских компаний и банков.
Джордж Сорос выступил во всей этой истории, во-первых, как адвокат сохранения Британии в ЕС – он стращал через заявления в медиа катастрофическими последствиями. А во-вторых, он своими деньгами невольно демпфировал игру спекулянтов на понижение фунта и евро.
О возможных сложностях Британии из-за выхода из ЕС говорят и европейские политики. Например, канцлер Германии Ангела Меркель считает, что Великобритания должна сделать выбор между полным доступом к единому европейскому рынку и контролем над иммиграцией – невозможно требовать и того, и другого одновременно.
Сейчас же лидеры европейских стран приняли решение выдержать паузу и не вести с Британией никаких переговоров. Ровно до того момента, когда страна обратится в Брюссель с уведомлением о своем решении выйти из ЕС (это предусмотрено статьей 50 Лиссабонского договора). В самой же Великобритании озвучить свое решение пока не готовы – после референдума выяснилось, что парламент страны вовсе не заинтересован в выходе из Евросоюза, и пока идут дискуссии относительно вероятности “вернуть все обратно“, будто и не было референдума. Ну и вообще – от момента референдума до реализации выхода страны из ЕС может пройти не менее двух лет.
Голосами – по фунту
Как и ожидалось, результаты Brexit вызвали панику на мировых финансовых рынках. Великобритания, которая долгие годы хвалилась своей крепкой валютой, увидела девальвацию. В считанные дни курс фунта обвалился: с 1,4877 долл/фунт на 23 июня (день референдума) до 1,3289 долл/фунт на 1 июля. Одновременно с фунтом начал терять позиции и евро. В день голосования (23.06) курс укрепился до 1,1385 долл/евро, но затем сперва просел ниже 1,10, хотя уже 1 июля восстановился до 1,1135.
Да, ЕЦБ уже давно ведет политику на сближение курса евро с долларом – к курсу 1. Так что изменение курса евро сами европейцы не воспринимают как катастрофу. Чего нельзя сказать о британцах – фунт просел до самого низкого своего значения за минувшие… тридцать и один год.
Это все говорит о неуверенности инвесторов в том, что и ЕС, и сама Великобритания выдержат испытание референдумом, то есть вскоре вполне возможны кризисные явления в экономиках как Евросоюза, так и Королевства. Потребуются экстренные меры? Да, Банк Англии может оказаться вынужден смягчить денежно-кредитную политику в летние месяцы, чтобы компенсировать реакцию на решение британцев отказаться от членства в Евросоюзе (Brexit), считает глава ЦБ Марк Карни.
Для Британии выход из ЕС – это перспектива потерять зону свободной торговли со странами ЕС. Кроме того, Лондон – один из крупнейших мировых финансовых хабов. Все ли будут готовы принять “Биг Бэн“ отдельно от Евросоюза? Миллиардер Гонконга Ли Кашин уже заявил, что, возможно, сократит инвестиции в Великобританию, если она решится на выход из ЕС. Такую же позицию заняли руководители других транснациональных корпораций, например, Toyota Motor Corp. и General Electric Co. А инвестбанкиры из Сити присматривают себе новые рабочие места во Франкфурте (ФРГ) и Париже.
Использовать шанс
А что означает Brexit для Украины? Прежде всего, сам по себе выход Великобритании из ЕС вряд ли пошатнет сильно позиции украинских экспортеров – доля острова в суммарном украинском экспорте не превышает 1,1%. Правда, выход Великобритании из ЕС может означать и выход этой страны из Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС, и вот тогда можно ожидать ужесточения таможенных пошлин для украинских экспортеров. Безвизовый режим для Украины в ЕС? Да, ситуация с Британией может повлиять. И вот почему. Если в результате Brexit таки снизойдет на ЕС кризис, как это прогнозирует Джордж Сорос, Евросоюз будет вынужден пересматривать свою политику по отношению к трудовой миграции и к иммиграции. Это может отодвинуть введение ожидаемого осенью 2016 года «безвиза». Хотя Президент Европарламента Мартин Шульц во время переговоров в Брюсселе заверил президента Украины Петра Порошенко, что Brexit на готовность Европарламента по введению безвизового режима для украинцев не повлияет.
Экономика ЕС сейчас – в зоне риска. Главный экономист банка Bayern LB Юрген Михельс уверен, что повышенная неопределенность, связанная с Brexit, замедлит темпы увеличения ВВП Германии в 2016 году на 0,2 п.п., в 2017 году – на 0,5 п.п. Согласно прогнозу МВФ, германский ВВП по итогам этого года вырастет на 1,7%, а в 2017 году темпы подъема замедлятся до 1,5%.
Вероятные экономические проблемы ЕС – плохая новость для Украины. От этого пострадают и экспортеры, которые могут потерять европейский рынок, и подразделения европейских компаний внутри Украины, которые могут сокращаться, ужиматься, а то и вовсе покидать рынок. Как следствие – новые риски для выздоравливающей украинской экономики и укрепляющейся гривны.
А что хорошего в нынешнем кризисе? Хорошей новостью является то, что ЕС под давлением Brexit будет вынужден начать непопулярные реформы. Перепуганные страны-получатели дотаций будут охотнее следовать указаниям из Брюсселя. Кстати, и первые звоночки прозвучали – Португалия и Испания получили жесткие штрафы за нарушение так называемых маастрихстских критериев, в данном случае – за превышение допустимых лимитов дефицита своих госбюджетов.
Вывод из Brexit-кризиса вполне может сделать ЕС более консолидированной структурой, более сильной и более привлекательной как рынок для сбыта, в том числе и украинских товаров, а также услуг. Спасибо Соросу – его апокалиптические прогнозы усиливают вероятность именно такого сценария. А значит – создают новые возможности для Украины. Но в будущем – до которого нужно дожить.
Наталья Богута