Как законопроекты о растаможке авто на еврономерах отразятся на украинцах

Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроекты, которые существенно удешевляют растаможку автомобилей и при этом ужесточают санкции для тех, кто привык ездить на еврономерах
Как законопроекты о растаможке авто на еврономерах отразятся на украинцах
depositphotos.com

Протесты владельцев автомобилей на европейских номерах все-таки возымели свое действие. 13 июля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты №8487 и №8488. Они предусматривают снижение ставок акциза, который уплачивается при растаможке автомобилей, а также меняют правила ввоза авто на территорию Украины.

Читай также: Парламент поддержал законопроект о стоимости растаможки авто на еврономерах

Но казус в том, что “евробляхеры“, которые больше всех возмущались непомерными поборами при растаможке, все равно в проигрыше. Сумма акциза, которую они будут вынуждены уплатить, для многих превысит стоимость приобретенного автомобиля. Зато для покупателей новых авто затраты на растаможку, наоборот, снизятся. Причем ощутимо.

Снизят в разы

Законопроект №8487 предлагает новый механизм расчета акцизного сбора. За основу берется базовый коэффициент (50 евро для бензиновых авто и 75 евро для дизельных), который умножается на возраст автомобиля и объем двигателя в куб. см, разделенный на 1000.

Несложно догадаться, что при такой формуле стоимость растаможки будет  расти пропорционально объему двигателя и возрасту автомобиля сразу. При этом возраст имеет больший удельный вес, чем рабочий объем мотора.

Читай также: Для массового ввоза “евроблях“ в Украину используют белорусов

Например, за новый автомобиль с бензиновым двигателем 1600 куб. см нужно будет заплатить 80 евро акциза, а за 10-летний - уже 800 евро акциза. Для нового авто с двигателем 3200 куб. см растаможка составит 160 евро, а для 10-летнего - 1,6 тыс. евро (см. таблицу).

Разумеется, если сравнить предложенные ставки с действующими, то они в разы, а то и в десятки раз ниже. Сейчас за растаможку нового автомобиля с двигателем объемом 3500 куб. см нужно заплатить более 7,7 тыс. евро, а в случае вступления в силу норм законопроекта №8487 будет всего лишь 175 евро, что в 44 раза меньше.

“Бляхеры“ негодуют

Справедливости ради стоит заметить, что для тех, кто ввозил автомобили возрастом до 5 лет по льготной ставке акциза (закон №1389-VIII), особо ничего не изменится. Акциз, рассчитанный по новым правилам, будет приблизительно таким же. Причем, если нормы законопроекта №8487 вступят в силу, то упомянутый закон №1389-VIII свою силу утратит.

Читай также: В Украине могут вырасти выплаты пострадавшим в ДТП

А вот для владельцев авто на еврономерах, которые в большинстве своем ввезли в Украину транспортные средства возрастом 15 лет и более, растаможка окажется неприлично дорогой. Даже несмотря на то, что разработчики законопроектов предусмотрели возможность ввоза в Украину автомобилей, которые не соответствуют экологическому стандарту Евро-5. То есть появится возможность без проблем ставить на учет машины стандарта Евро-4 или Евро-3.

Тем не менее, владельцу 15-летней “бляхи“, который потратил на ее покупку, скажем, 3000 евро, придется заплатить за легализацию авто еще столько же или даже больше. Хотя в теории, если бы была возможность растамаживать автомобили преклонного возраста сейчас, только акциз, не считая пошлины и НДС, составил бы от 1,3 до 30 тыс. евро.

Представители организации “АвтоЕвроСила“, кстати, уже заявили, что такая сумма - неприемлема. И затраты на растаможку одного автомобиля не должны превышать 1000 евро. А теперь о том, что будут делать с теми, кто попытается не заплатить за растаможку.

Оштрафуют без сожаления

Читай также: Сколько “евроблях“ пригнали чиновники в 2017 году

Законопроект № 8488 направлен на то, чтобы перекрыть поток автомобилей-нелегалов в Украину. Согласно его нормам, нерезиденты смогут без денежного обеспечения пригнать в режиме временного ввоза только один автомобиль. Ввоз большего числа авто возможен только при наличии гарантии. Например, банковской гарантии - это когда банк за определенную плату выдает гарантию в том, что он обязуется уплатить все таможенные платежи, если авто не будет вывезено.

Лицо, которое ввезло автомобиль в Украину в режиме транзита или временного ввоза, не сможет передавать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам. Запрещается использование такого авто в предпринимательской деятельности или для получения дохода (например, в такси). Штраф за нарушение - 34 тыс. гривен. А ввоз нерезидентом и передача гражданину Украины - классическая схема “завоза с верблюдом“, по которой эти авто попадают в страну.

Причем штрафовать будут не только того, кто незаконно передал автомобиль, но и того, кто им пользуется. За первое нарушение в течение года оштрафуют на 8,5 тыс. гривен, за повторное - на 17 тыс. грн. Вдобавок “евробляхера“ лишат прав на 1 год, а автомобиль конфискуют.

Читай также: Сколько в Украине незаконно находится машин на иностранных номерах

За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза нарушители тоже заплатят сполна. Размеры штрафов будут зависеть от количества дней превышения разрешенных сроков. При нарушении времени транзита на 1-10 дней санкции останутся прежними - от 170 до 3400 гривен. Это же касается и временного ввоза: штраф при задержке на три дня составит 850 гривен, на 10 дней - 5100 гривен.

Вместе с тем, если транзитный режим превышен более чем на 20 дней, размер штрафа достигнет 85 тыс. гривен (сейчас - 8,5 тыс. гривен), более чем на месяц - 170 тыс. гривен. За нарушение режима временного использования автомобиля более чем на 10 суток придется заплатить 85 тыс. гривен (сейчас - 17 тыс. гривен), более чем на месяц - 170 тыс. грн. Помимо этого, при злостном превышении как сроков транзита, так и временного ввоза, возможна конфискация автомобиля по решению суда.

А что скажет ЕС?

Так как Верховная Рада до сентября ушла на каникулы, у авторов законопроектов есть почти два месяца, чтобы доработать их ко второму чтению.

Читай также: 17 поляков являются собственниками 12,5 тыс авто в Украине

Правда, глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике заявила “Деньгам“, что законопроект №8488 вряд ли претерпит существенные изменения (см. Мнения участников процесса). А вот законопроект №8487 действительно будут перекраивать.

Главная поправка касается формулы расчета акциза. В профильном комитете говорят, что основная привязка будет сделана все-таки не к возрасту авто, а к объему двигателя. Это позволит добиться более справедливого налогообложения автомобилей, которые имеют солидный пробег.

По словам Роберта Горвата, одного из разработчиков законопроекта №8487, в нем заложен льготный полугодовой период, в течение которого при расчете акциза будет применяться вдвое меньшая базовая ставка акциза. То есть не 50 и 75 евро, а 25 и 37,5 евро соответственно. “Но мы будем подавать поправку, чтобы во втором чтении продлить льготы на год“, - заявил Горват “Деньгам“.

А вот для регистрации ввезенных в Украину нерастаможенных автомобилей никакого льготного периода их владельцам не дают. “Но некоторые нормы в части штрафов за нарушение переоформления авто, вступят в силу через 180 дней после опубликования закона. То есть фактически будет время на регистрацию транспортных средств. А вот уже наложенные штрафы никто не спишет“, - предупреждает Владимир Данилин, юрист ЮКК “Де-Юре“.

Не совсем понятно, насколько соотносится с обязательствами Украины перед Евросоюзом отмена ограничения на ввоз автомобилей, которые не соответствуют эконормам Евро-5. “Украина должна гармонизировать свое законодательство с ЕС. Но фактически в законопроекте №8488 такое требование (о Евро-5) остается только к новым автомобилям, что является негативным шагом с точки зрения соблюдения экологических норм и может трактоваться ЕС как нарушение обязательств“, - считает Владимир Данилин.

И не исключено, что оговорка, касающаяся экологических норм, станет именно тем камнем преткновения, из-за которого рассмотрение законопроектов во втором чтении затянется не на один месяц.

Мнения участников процесса

Нина Южанина, глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике

Я считаю, что абсолютно все изменения в Таможенный кодекс (законопроект №8488) прописаны адекватно. Только нерезидент, который ввозит в Украину авто, сможет использовать такой автомобиль и только в некоммерческих целях.

Если за рулем авто на временной регистрации будет находиться гражданин Украины, он понесет ответственность согласно тем санкциям, которые предложены в законопроекте.

Олег Назаренко,  генеральный директор  Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

Законопроект №8487 называют законом о “евробляхах“, хотя это неправильно -  там нет ни слова о “евробляхах“. Там сказано, что акцизные ставки меняются для всех граждан Украины. Ими пользуются и автолюбители на еврономерах. Но акциз - это всего лишь одна из составляющих, ведь есть еще пошлина на импорт и НДС. Поэтому, насколько уменьшится стоимость растаможки - это уже зависит от конкретного автомобиля.

Роберт Горват, соавтор  законопроекта №8487

Для того, чтобы выявлять автовладельцев, нарушающих режим транзита и временного ввоза, скорее всего, будет создана специальная программа, которой смогут пользоваться сотрудники полиции и таможни. Грубо говоря,  у полисмена есть планшет – он может отследить номера.

Если авто не стоит на учете или нарушило правила таможенного ввоза, то такую машину останавливают и выписывают штраф.

Григорий Кукуруза, экономист IMF Group Ukraine

На сегодняшний день в законопроекте №8487 речь идет только об акцизах. Последние снизили в среднем на 40-60%.

Но уплата налога на добавленную стоимость и таможенных сборов при этом все равно остаются. Хотя платежи по НДС также незначительно снизятся, поскольку в его расчете учитывается и акциз.

Что изменится для владельцев “евроблях“ и покупателей новых авто

Для новых автомобилей ставка акциза будет в разы ниже, чем сейчас, что приведет к падению цен на авто.

В течение полугода после вступления в силу законопроекта №8487 ставка акциза будет на 50% меньше стандартной.

Появится возможность легально ввозить в Украину автомобили возрастом 10 лет и более.

“Евробляхеры“ смогут поставить старые авто на учет, но с затратами, близкими к стоимости таких транспортных средств.

Штрафы за нарушение режима транзита и временного ввоза вырастут в десятки раз.

- ТАБЛИЦА -

Как изменится размер акциза, уплачиваемого при растаможке автомобилей

 

Действующие ставки акциза, евро

Ставки акциза в законопроекте №8487, евро

Новое авто

Авто возрастом 5 лет*

Авто возрастом 10 лет

Новое авто

Авто возрастом 5 лет

Авто возрастом 10 лет

Бензин

1,6 литра

427

427

3906

80

400

800

2,4 литра

662

662

11964

120

600

1200

3,2 литра

7069

7069

15952

160

800

1600

Дизель

1,6 литра

523

523

3906

120

600

1200

2,4 литра

785

785

5858

180

900

1800

3,2 литра

7069

7069

15089

240

1200

2400

* льготная ставка акциза согласно закону №1389-VIII

 

Павел Харламов

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 14 от 26 июля 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 14 від 26 липня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK