С начала 2019 года отношения государства и граждан-налогоплательщиков принципиально не изменились. Как и прежде, они напоминают перевернутую пирамиду. Вместо выполнения сервисной функции – оказания помощи в решении проблем – органы власти зачастую усложняют жизнь и создают искусственные преграды развитию бизнеса.
Достаточно прочесть сводку новостей за два-три месяца и узнать, что, например, в Полтаве задержали сотрудника фискальной службы по подозрению в вымогательстве у предпринимателя 45 тыс. грн. В Ирпене задержали еще одного чиновника, но уже за вымогательство 15 тыс. грн. В Николаеве местный налоговик “за решение проблем“ требовал 10 тыс. грн., в Краматорске – 30 тыс. грн., а в Киеве – 1,8 тыс. долл.
Кроме фискалов, в уголовную хронику регулярно попадают инспекторы Госслужбы по вопросам труда. Буквально в июле была информация о задержании двух инспекторов этого ведомства: в Черкасской области за вымогательство 10 тыс. грн., а в Одесской области – за вымогательство 5 тыс. долл.
Читай также: Дубилет рассказал, как будет бороться с коррупцией в стране
Эти новости – лишь верхушка айсберга. Государственное регулирование экономики построено на сложной, запутанной системе законов и больших штрафах за их нарушение. Вот где первоисточник проблем. Сохраняя старую систему, мы ничего не изменим.
Приведу простой пример. В 2017 году государство в десятки раз повысило штрафы для работодателей. Сейчас за каждого неоформленного работника нужно заплатить свыше 125 тыс. грн., а за недопуск инспектора Гоструда к проверке – свыше 417 тыс. грн.
Для 99% предпринимателей в Украине – это неподъемные деньги. В то время как для контролирующих органов – инструмент репрессий.
Любой инспектор чувствует себя хозяином положения. Когда он приходит на предприятие с проверкой, у него есть все рычаги давления. Фактически любое действие предпринимателя можно трактовать так, как это выгодно контролеру. Собственник бизнеса априори виноват. Поэтому очень часто он или идет на сделку и платит инспектору взятку, или получает огромный штраф и прощается со своим имуществом и бизнесом. Результат – 1,7 млрд. грн. Штрафов, начисленных работодателям по итогам 2018 года.
Читай также: Абромавичус назвал главные проблемы Укроборонпрома
Давление и взятки будут до тех пор, пока будут действовать такие правила. То же самое касается проверок. И даже мораторий, который действовал до 2019 года, распространялся на отдельные виды и типы проверок, но не был абсолютным.
В 2018 году контролеры провели более 73 тыс. проверок. Как правило, если они приходят на предприятие, в двух случаях из трех или даже чаще они находят нарушение.
А служба по чрезвычайным ситуациям фиксирует нарушения во время 97% своих проверок, то есть у них почти стопроцентный показатель. Это значит, что когда к предпринимателю идут “пожарники“, ему неизбежно нужно готовиться к штрафам. И это после введения декларирования открытия бизнеса.
В такой ситуации можно говорить о каких-то точечных изменениях, но глобальные сдвиги в системе отношений “государство – предприниматель“ состоятся лишь в случае изменения всей системы.
Я считаю, что это – серьезный вызов для нового президента. У него есть два пути.
Первый – дать добро на “косметический“ ремонт и утонуть в череде мелких изменений, которые не принесут ощутимого результата, продолжать заниматься дерегуляцией и законами “маски-шоу стоп“. Процесс растянется на года, чиновники будут рапортовать о том, что они “здесь немного улучшили“ и “там немного подтянули“. Но давление и взятки никуда не денутся.
Читай также: Нефедов рассказал, как будет бороться с коррупционерами на таможне
Другой путь – перевернуть пирамиду и сфокусироваться на интересах человека. Для этого нужно внедрять новые правила игры, причем, делать это быстро. Что важно, пакет законов уже наработан. Это – закон об изменении системы регулирования (№ 3766), закон о снижении штрафов для работодателей (№ 5711), закон о повышении материальной ответственности чиновников за качество и своевременность предоставления ими административных услуг разрешительного характера (№ 7373), закон о повышении предельного налогооблагаемого размера доходов плательщиков единого налога (№ 9533).
Вместе с коллегами мы подготовили эти документы с единственной целью – убрать причины для коррупции и лишить чиновников инструментов неправомерного давления. К сожалению, у многих депутатов и правительственных чиновников не было желания что-либо менять. Надеюсь, новая команда не будет наступать на те же грабли, и мы сможем создать условия для развития экономики и качественного рывка вперед.
Напомним, Ростислав Кравец, глава адвокатского объединения “Кравец и партнеры“ рассказал, почему лицензирование хранения топлива приведет к коррупции и проблемам для бизнеса.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook
Смотри также - Саакашвили о коррупции в Украине: семь олигархов держат Украину в своих руках 22.11.17