Премьер-министр Владимир Гройсман перед открытием осенней сессии Верховной Рады Украины заявил, что именно эта сессия должна стать шагом на пути фундаментальных реформ. Кабмин внес в Раду законопроекты о проведениии медицинской и пенсионной реформ (обе рассматривались в первом чтении и даже проголосованы). Пусть и не с прежней скоростью, но в Кабинете Министров работают над законопроектом о земельной реформе. Намерено правительство сдвинуть с мертвой точки и приватизацию – ее год за годом проваливали, но вот вроде бы пошла.
Образование
Читай также: Как живут украинцы: благосостояние и смертность в мировых рейтингах
В первый же день своей работы после летних каникул, 5 сентября, украинские парламентарии поддержали во втором чтении законопроект № 3491-д Об образовании. Он предусматривает переход на 12-летнее школьное обучение с 1 сентября 2018 года. Это “второе пришествие“ двенадцатилетки, которая действовала с 2002 по 2010 год. Тогда ее отменили по причине роста бюджетных затрат на обучение школьников.
Согласно принятому законопроекту, школьное образование будет состоять из начального длительностью 4 года, базового среднего длительностью 5 лет и профильного среднего образования длительностью 3 года. Учителям поднимут зарплаты. Правда, не в один момент, а поэтапно. Минимальные оклады будут расти с 2018 по 2023 год, и увеличатся до четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, что на данный момент составляет чуть более 6,7 тыс грн. При этом с 1 января 2017 года минимальная зарплата учителей без категории выросла до 3280 грн. (с надбавками – до 4800 грн), а учителей высшей категории – до 6500 грн.
Школы благодаря реформе получат больше автономии. Они смогут самостоятельно прописывать образовательные программы и составлять учебные планы. Но Минобразования будет контролировать качество обучения.
Пенсионный ремонт
Множество споров и дискуссий вызвала презентованная еще весной пенсионная реформа. Соответствующий законопроект № 6614 Верховная Рада приняла в первом чтении 13 июля. Как уже писали “Деньги“ (см. № 351 от 6 июля 2017 года), с 1 октября произойдет повышение пенсий для 9 млн. пенсионеров. И это, безусловно, хорошо для тех, кто вышел на пенсию лет 5-8 назад, и никакой ощутимой индексации за это время не получил.
Читай также: Чего ждать от закона о накопительных пенсиях
Зато большое разочарование ждет тех, кто еще трудится и рассчитывает на безбедную старость в будущем. Ведь размер пенсии зависит не только от зарплаты, но и от коэффициента трудового стажа. Сейчас он составляет 1,35. С 2018 года правительство предлагает снизить этот коэффициент до 1. Из-за этого размер пенсий сократится где-то на треть – до 35-45% дохода, который пенсионер получал во время трудовой деятельности.
С 2028 года выход на пенсию будет полностью привязан к трудовому стажу. Человек, отработавший 35 лет, сможет выйти на пенсию в 60 лет, при стаже от 25 до 35 лет – в 63 года, а если стаж составляет 15-25 лет, то не раньше, чем в 65 лет. Кроме того, в законопроекте №6614 появилось еще одно условие: при наличии 40 лет трудового стажа на пенсию можно будет выйти в любом возрасте.
Гройсман сообщил, что парламентский комитет по вопросам соцполитики согласовал свыше 2100 поправок к пенсионному законопроекту, и в ближайшее время он будет вынесен в сессионный зал.
Медицина
Рассмотрит парламент и пакет законопроектов о медицинской реформе. Законопроект № 6327 (во втором чтении), документы № 6327-1 и № 6329-1. Идея медреформы остается неизменной: деньги будут выделяться не на койкоместа, а на предоставление конкретных медицинских услуг конкретному пациенту.
Всю сеть медучреждений в Украине разделят на госпитальные округа. Часть клиник войдет в первый уровень по оказанию реанимационной и хирургической помощи. Вторым уровнем станут поликлиники и больницы для стационарного (в том числе планового) лечения.
Читай также: Украинцы назвали три основные проблемы страны - опрос
По словам и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, уже в 2018 году в Украине начнут работать семейные врачи, к которым будут прикрепляться пациенты. Причем услуги терапевтов и профилактики продолжит спонсировать государство. Но вот какое лечение пациенты будут вынуждены оплачивать сами или вскладчину с государством – до сих пор неизвестно. Супрун обещает, что перечень таких услуг появится в течение 2018 года, и уточняет, что роды, экстренная помощь в любом случае останутся бесплатными. А вот оплата операций, скорее всего, ляжет на плечи пациентов. Одновременно планируется создание Национальной службы здоровья (НСЗУ), которую как раз и наделят правом распределять бюджетные деньги на лечение.
Земля и приватизация
Пообещал Гройсман вернуться и к земельной реформе. Еще в июле премьер сообщил, что соответствующий законопроект практически готов. Главный вопрос – снятие с 2018 моратория на продажу сельхозземель. Правда, в Кабмине хотят, чтобы это происходило поэтапно, и реформа проводилась именно в интересах мелких фермеров. Ради этого крупным холдингам и нерезидентам запретят скупать земли.
Также есть шанс, что до конца года в парламент попадет проект нового закона о приватизации, который Кабмин одобрил еще в июле. Документ предусматривает разделение госпредприятий на объекты малой и большой приватизации, переход к оценке объектов на основании спроса со стороны инвесторов, продажу крупных предприятий с привлечением инвестиционных советников.
Хочет правительство внедрить еще и электронные доверительные услуги, которые позволят бизнесу перевести взаимоотношения с большинством органов власти в онлайн-формат.
Налоги – без перемен. Пока
Читай также: Сергей Васьков: Как налоговое законодательство может запустить экономику
А вот налоги правительство решило пока что не трогать. По крайней мере, в профильном комитете не видят оснований для того, чтобы снова перекраивать Налоговый кодекс. Правда, подвис в воздухе вопрос о создании Службы финансовых расследований. И это при том, что Кабмин 6 сентября одобрил законопроект о полной ликвидации налоговой милиции. Кроме того, утонул в недрах Минфина законопроект о налоге на выведенный капитал (НнВК). Хотя его разработчики не теряют надежды, что Верховная Рада в начале 2018 года поддержит этот документ. Но если в законе о госбюджете не учтут нового налога, то до середины 2018 года в сторону НнВК никто и не глянет.
С Фондом не поторгуешься
Правительство будет настойчиво продавливать анонсированные реформы. В первую очередь, это касается реформы пенсионной и медицинской систем, которые, по сути, являются предметом торга с МВФ за очередной транш. В то же время, запуск земельной реформы до конца 2017 года трудно реализуем. Потому что у этой инициативы есть мощные противники и обслуживающие их лоббисты. Как выяснилось, в Фонде готовы дать правительству короткий тайм-аут на доработку земельной реформы. Но и тут же намекнули, что из трех остававшихся на текущий год траншей правительство в лучшем случае получит один.
Мнения участников
Владимир Гройсман, премьер-министр Украины
Читай также: Гройсман объяснил рост цен в Украине влиянием импорта
Уже с 2017 года мы увеличили зарплату учителям на 50%. В 2018 году запланировано очередное повышение еще на 25%. Кроме того, будет выделен 1 млрд. грн. на то, чтобы обеспечить 1-4 классы начальной школы новыми технологиями, дать базу для развития детей. С 1 октября 2017 года произойдет повышение пенсий. Прибавка составит от 150 грн. до 2000 грн. И после этого мы будем проводить индексацию ежегодно. Также подготовили изменения для бизнеса, который обеспечит экономический рост. Мы инициируем ряд законопроектов, которые обеспечат появление доверительных услуг. В том числе, электронно-цифровой подписи и электронных сервисов для бизнеса, переход на европейские стандарты финансовой отчетности. Более того, если посмотреть на структуру налогов, которые сегодня платит бизнес, мы увидим, что они абсолютно конкурентные. 18% налога на доходы физлиц – это минимальная ставка по сравнению со многими странами. Кроме того, до 22% была уменьшена ставка ЕСВ (с 2016 года – прим ред). Сегодня важнее не снижать налоги, а построить адекватную судебную систему и обеспечить продажу нестратегических государственных активов.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина
Пенсионная реформа будет проведена, потому что так просит МВФ. А еще это попытка уменьшить дефицит Пенсионного фонда. Но проблема дефицита не решается увеличением или снижением пенсионного возраста и увеличением-сокращением базы граждан, которым положены соцвыплаты. Это решение лежит в иной плоскости и имеет долгосрочный характер. Путем создания условий для легализации труда, в частности. Медреформа – это первый, критически правильный шаг. Он не завершает ее, но привязывает финансирование к предоставленным услугам. Земельная реформа, я думаю, должна быть в том виде, в котором ее предлагает Гройсман, и с перспективой снятия некоторых ограничений. Юрлица должны иметь право продавать-покупать земельные участки, поскольку мы, фактически, сейчас имеем теневой рынок земли. И если мы снимем мораторий, но с ограничениями для крупных компаний, то опять получим теневой рынок, только в другой ипостаси. Да, пусть будут два льготных года, в течение которых мелкие фермеры смогут покупать эту землю. Но агрохолдингам важно и необходимо понимать, каков будет их статус и не бояться всяческих ущемлений.
Тарас Козак, координатор гражданской платформы Нова Країна
Читай также: После 40 лет стажа на пенсию можно будет выйти в любом возрасте
Я не думаю, что налоговой реформы не будет. Так как есть давление со стороны общественности, и гражданские активисты не дадут “спустить“ все на тормоза. К тому же, фактически, осталось принять две важные вещи. Во-первых, налог на выведенный капитал. В переходных положениях Налогового кодекса прописано, что соответствующий закон должен быть утвержден в этом году. Причем законопроект согласован Минфином и подан в Кабмин, который, надеюсь, рассмотрит его в ближайшее время. Во-вторых, законопроект о Службе финрасследований, которая заменит налоговую милицию. Но здесь все сложнее, так как законопроект Татьяны Остриковой был доработан Минфином в худшую сторону. И после его согласования с другими органами, в первую очередь с МВД, законопроект затормозили. Против него есть серьезное лобби. Проверки бизнеса устраивает и СБУ, и ГПУ, и полиция, и налоговая милиция. А закон о службе финрасследований заберет у силовиков коррупционный доход. И если закон о налоге на выведенный капитал мы способны утвердить самостоятельно, то создание СФР без помощи Запада мы не протащим.
Павел Харламов
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 17 от 14 сентября 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 17 від 14 вересня 2017 року українською мовою.