Вы книжку “Чому нації занепадають?” читали? Прочтите. Хоть на родном, хоть на русском. Купите цифровую версию на английском, если брезгуете переводами – Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. Но можете не читать. Потому что в книге очень детально, с колоссальным количеством аргументов изложена простая мысль: “Если так называемая политическая элита готова допустить, что среди не относящихся к ней лиц будут те, кто богаче, то нация будет богатой. А если нет – будет барахтаться в бедности”. Все, точка.
Читай также: Как налог на выведенный капитал поможет экономике Украины - эксперты
Иными словами, инклюзивные (способствующие развитию) экономические институты возможны только там, где политическая элита готова довольствоваться тем, что оставляет ей общество. А экстрактивные (подавляющие развитие) экономические институты присущи ситуации, при которой общество покорно обслуживает элиту, довольствуясь тем, что у него не отняли. Кстати, обычно такое отнимание щедро приправлено лозунгами о необходимости “социального государства” и прочей демагогией.
Так вот, истории с незапуском свободного рынка агроземли и подавлением упрощенной системы налогообложения – это и есть проявления экстрактивных институтов. Сейчас я это легко докажу. Упрощенная система налогообложения – это типичный инклюзивный институт. Потому что отсекает возможность подавления бизнес-инициативы и создает стимулы для роста, для переползания из микро-бизнеса к мини-бизнесу, а там и до среднего бизнеса не так уж далеко. Почему? А очень просто: у маленького бизнеса нет ресурсов для сопротивления коррумпированным фискальным структурам, а также разнообразным контролерам и регуляторам.
Читай также: Рада усовершенствовала механизм регистрации прав на недвижимость
Поэтому исключение вмешательства со стороны создает маленькому растущему бизнесу тепличные условия. Что в Украине особенно важно ввиду отсутствия доступного коммерческого кредитования, жуткого качества инфраструктуры и низкой покупательной способности населения. С рынком земли та же история. Жуткие случаи с захватом и вывозом урожая, “птичьи” права на арендуемые куски земли – это все о малом и небольшом агробизнесе, которому не по карману ручные силовики, депутаты и частные армии. Поэтому если такой бизнес где и заводится, то это, скорее, исключение. Либо он влачит жалкое существование. И потому не может вырасти до уровня “средний+”, так как на этапе взросления его до костей объедают разнообразные паразиты.
Право на покупку земли – это сугубо инклюзивный институт, он антикоррупционен и создает бизнесу условия с “низким порогом входа”, стимулирует старт и облегчает рост. Но этот институт нам зарубят еще на год – если президент, конечно, не применит вето к закону о продлении моратория.
Александр Крамаренко