А еще Украина стремительно движется в сторону внедрения норм BEPS - это когда все налоговые органы обмениваются с коллегами налоговой, таможенной и банковской информацией. Поэтому сначала заметки на полях с конференции по BEPS от известного налогового консультанта и частого колумниста “Денег“ Александры Томашевской “правовая имплементация нового ряда стандартов BEPS поможет увеличить поступления налогов в бюджет на сотни миллиардов. Боже, помоги нам их заработать“. Лучше о свежем тренде невозможно сказать.
Читай также: Александр Крамаренко: Немного Маркса и Ленина накануне зимы
Дело заключается не только в том, что процент ВВП, который в Украине перераспределяется через налоги, сборы и другие изъятия в пользу бюджета, является недопустимо высоким, как для страны с ВВП на душу населения значительно ниже 3 тысяч долларов. Есть еще два вызова.
Во-первых, надо снижать коррупционные риски от применения того или иного налога. Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал значительно уменьшает эти коррупционные риски.
Во-вторых, стоит проводить разумную, или smart-детенизацию. Что имею в виду? Не дергать тигра за усы - то есть не пытаться брать с тех, кто не может платить, не брать тогда, когда невозможно и неуместно взимать налог. “Невозможно и неуместно“ - это когда расходы на взимание налога сопоставимы с поступлениями по нему. И / или когда введение нового налога приводит к падению экономики или определенного его сектора настолько, что это становится причиной сокращения поступлений в бюджет в целом.
Читай также: Александр Крамаренко: Между ужасом и жадностью
Однако правительство почему-то очень осторожно относится к введению налогообложения определенных секторов экономики, запретами загнанных в тень. Например, тот же игорный бизнес и добыча янтаря. Украина брала на себя обязательства по их легализации. Но ее до сих пор нет. Хотя легализация игорного бизнеса привела бы к его декриминализации, то есть сокращению преступности, связанной с ним.
По янтарю - следствием легализации будет и декриминализация, и введение экологически направленных технологий добычи вместо тотального образования “лунных ландшафтов“ на Волыни. О налогах - это понятно. Сейчас не платят ни за использование недр, ни корпоративных, ни на зарплату старателей.
Хотите кейс о том, как введение нового налога приводит к падению доходов бюджета и тенизации? Пожалуйста: в 2015 году было введено взимание подоходного налога с граждан в случае выигрышей в государственных лотереях (негосударственных в Украине не существует, кстати). К чему это привело? Очень просто: например, выигрыш в 10 гривен, но на руки дают 8, поэтому раздраженный мелкий игрок идет в нелегальную лотерею или игровой салон, где налогообложения нет совсем.
Читай также: Александр Крамаренко: Деньги в бедных странах более мобильны
В разы упали объемы налогов, которые платили операторы государственных лотерей. Налоговая гоняется за мелкими игроками и их копейками. То есть введен налог, который: а) очень дорого собирать; б) перегоняет рынок в тень. Что делать? Отменять налог хотя бы из мелких выигрышей, устанавливать защищенные IT-системы для контроля средств лотерейных операторов, как это делают в ЕС и США.
Но это, видимо, не очень интересно. Интереснее под одеялом готовить реинкарнацию идеи о взимании налогов с иностранных посылок стоимостью более 22 евро (сейчас - более 150 евро). Чтобы что? Чтобы службы экспресс-доставки сначала превратились в филиалы таможен, а затем умерли от падения легального потока посылок?
В итоге: сейчас продвигают идею «фискализации» бизнеса - как плату за введение налога на выведенный капитал. Но будет ли успевать экономика зарабатывать на новые бюджетные прихоти? Или она эмигрирует?
Александр Крамаренко
Полностью журнал “Гроші“ № 21 от 8 ноября можно приобрести онлайн.
Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.