У нас тут сразу несколько праздников - один случился, второй приближается. В начале августа исполнилось 80 лет второму украинскому президенту Леониду Кучме. У него много грехов перед украинским народом: желающие могут перечислить легко. Как по мне, главным все же является недопуск обычных украинцев к фондовому рынку - по этой причине обычные налогоплательщики не видят явных плюшек от динамики ВВП, когда тот растет, но вполне ощущают негативные последствия в случае падения. У нас-то и второй уровень пенсионной системы, увы, невозможен по той же причине - нет в Украине “голубых фишек“. Все приличные компании минимум на 90% принадлежат одному или паре “стратегических“ инвесторов. А потому покупать их акции частному инвестору либо пенсионному фонду нет никакого смысла.
Читай также: НБУ назвал основные угрозы для украинской экономики
А за что ж мы Леониду Даниловичу все же должны сказать спасибо? За внутренний офшор, которым является упрощенная система налогообложения, запущенная им примерно за полгода до вторых его выборов - в 1999 г. Тогда, напомню, страна, откашливаясь кровью, выползала из трехкратной девальвации и жесткого финансового кризиса. В тот момент Кучма внедрил “упрощенку“, и это спасло украинскую экономику, да и в принципе создало основу для экономического бума 2001-2007 гг. К слову, иностранные кредиты и инвестиции полились в Украину именно вследствие этого бума, а не были его изначальной причиной. Да, вливания извне тот бум усилили, но не инициировали.
Нечто подобное нужно Украине и сейчас - налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль, снижение ставки НДС, снижение ЕСВ и прекращение административного, но необоснованного роста тарифов. Нафтогаз стал реально теневым фискальным ведомством - через необоснованно высокие тарифы деньги перераспределяются от среднего класса и подлинно рыночного бизнеса в пользу беднейших избирателей и реальных бенефициаров естественных монополий. Тут надо упомянуть, что не будь задранными тарифы, так и три четверти получателей субсидий не нуждались бы в этих подачках. Да и еще к тому же эти три четверти не сопротивлялись бы легализации их зарплат, а поддержали бы их вывод из тени. Истории о том, что “мне не надо 8 тыщ белыми, потому что лишат субсидии“ - это ж не секрет ни для кого, верно?
В Украине нет колоссальных запасов нефти-газа-меди-алмазов, потому государство не имеет возможности жить за счет ренты от природных ресурсов, оно вынуждено идти к налогоплательщику за деньгами на свое содержание. А он, налогоплательщик, требует отчета по поводу расходования его денег. И очень не любит коррумпированное начальство. И запросто может поставить оценку экономической политике непосредственно в избирательном бюллетене. В Турции рухнула местная лира - это реакция экономики и внешних инвесторов на чудеса политиков. Это хороший кейс для украинских политиков и высших чиновников. И серьезный сигнал: экспортеры из соседней страны станут резвее, жестче, агрессивнее. Минэкономразвития готово защищаться от лавины турецкого импорта?
Читай также: Что ждет украинцев в ближайшие три года
И тут еще приближается дата, когда США могут ввести новый, очень жесткий пакет санкций против РФ и российских компаний. Украина готова? Потому что конвульсии соседней державы-агрессора могут больно ударить по нам - если не подготовиться заблаговременно.
В общем, расслабляться привычно “до после 24 августа“ нет в этом году возможности.
Александр Крамаренко
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 15 от 16 августа 2018 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 15 від 16 серпня 2018 року українською мовою.
Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua