Я считаю, что собирательный образ украинского бизнесмена – это Индиана Джонс. Он прыгает по скалам, уворачивается от стрел, пытается избежать укуса змей и неизменно стремится найти сокровища. Предприниматель из другой страны давно бы погиб в таких условиях, но наш не просто выживает, а еще и деньги зарабатывает.
Из чего вообще состоит полоса препятствий, которую предстоит пробежать украинскому бизнесмену? Нужно осознавать, что существует ряд факторов, которые задают тон налоговой политики, а также адаптировать бизнес под эти факторы.
Фактор первый – субъективизм
Налоговая реформа вроде как произошла, но не произошла. Глобально в Налоговом кодексе мало что поменялось, но введены новые понятия, одно из которых – доктрина «деловой цели». Деловая цель – это субъективный фактор. Нет четких рамок правильности или неправильности тех или иных действий, все шатко, все – оценочные категории.
Что это означает? Налогоплательщики все чаще и больше будут заниматься доказательством того, что они занимаются реальным бизнесом. Отчасти это уже происходит, кто сталкивался с процедурами финансового мониторинга в банках, тот понимает, о чем речь. Субъективный взгляд на расходы или определенные операции компании дает волю фантазии налогового инспектора. Следует приготовиться к абсурдным запросам и нелогичным аргументам. Для современного бизнеса имидж и PR в прессе, на мой взгляд, впервые будут так сильно влиять на налоговые последствия.
Фактор второй – оценка рисков
Не предприниматель оценивает риски, а его оценивают как рискового. В обиходе фискалов уже присутствуют такие понятия как добросовестность налогоплательщика, деловая репутация, критерии риска. Дальше – больше. Налоговые органы постоянно собирают и обрабатывают аналитику из отчетности компаний и предпринимателей, проверки назначаются, как снайперские выстрелы. Блокировка налоговых накладных – это и есть работа с рисками. Точно так же проверяют и трудовые отношения, и сделки с нерезидентами и прочие налоги.
Плюс ко всему в нормах налогового закона, в законодательстве о валютных операциях, о кассовой дисциплине есть пробелы, которые не урегулированы совсем. Попросту говоря, некоторые законы нельзя выполнить. Хотите сказать, нет правила – нет нарушения? Нет, все, что предприниматель сделает, все – нарушение. Хаос как он есть.
Фактор третий – ужесточение правил в системе
Налогообложение контролируемых иностранных компаний. Контроль реальных оборотов бизнеса через ужесточение кассовой дисциплины и тотальное внедрение РРО. Усиление контроля за декларированием доходов граждан. Ужесточение правил финансового мониторинга. Стало сложно работать? На самом деле, вы еще ничего не знаете о сложностях. О либерализации налоговой системы речь не идет, так что приготовьтесь сражаться и лавировать.
Последний фактор – «другая игра»
Не забудьте, что жесткие правила – только для бизнеса. Вы, к примеру, играете в шахматы и ваши фигуры все на доске. Фискалы играют в покер. При всей немыслимо сложной системе электронного администрирования НДС, автоматической обработке данных налоговый кредит по-прежнему продается, специальные компании обслуживают этот рынок, а «белые и пушистые» компании бегают по судам в попытках отстоять свой «белый» налоговый кредит.
Снятие рискового статуса возможно за процент от оборота на постоянной основе. Налоговые проверки все еще заканчиваются договоренностями, что-то «на акт», что-то «отдельно». Уголовные дела открываются и закрываются через людей, которые знают людей. Не нужно решать с ними вопросы, нужно судиться до последнего выдоха, чтобы все налоговики знали, что к вам ходить не нужно, вы будете таскать их по судам до посинения. Только вот на этот кордебалет нужны ресурсы, а бизнесмен предпочитает зарабатывать деньги.
В итоге
Очень хочется посоветовать предпринимателям в 2021 году быть мудрыми. Но украинским предпринимателям все еще нужно быть хитрыми, гибкими и ловкими. Разумеется, в хорошем смысле этих слов.