Уходящий 2020 год поломал все прогнозы. Да, кризис обещали многие. Но сугубо экономический, вызванный раздуванием глобального финансового пузыря, который надували во времена QE – так называемого количественного смягчения. То есть в тот период, когда после глобального ипотечного кризиса развитые страны накачивали деньгами свои экономики в надежде, что обойдутся без спада. Оказалось, это было детским лепетом по сравнению с тем, что пришло в 2020 году.
Конечно, никто не ожидал масштабной пандемии коронавируса, которая стала тем самым «черным лебедем», изменившим ход истории, не только экономической истории. О ситуации на мировых рынках можно почитать на стр. 30, а вот как это все на Украине сказалось?
Очень своеобразно. Нас в очередной раз «спасли» относительная отсталость в структуре экономики и большая доля теневой экономики в ВВП. Так случилось и в 2020 году. Несмотря на то, что эпидемия ощутимо пошатнула нашу экономику, наиболее упаднический сценарий, который «Деньги» нарисовали в конце 2019 года, так и не стал реальностью. А вот сценарий «Ровно и спокойно» сбылся пусть и не полностью, но по многим пунктам.
Почти в десятку
Напомним, что мы прогнозировали на 2020 год. Это затишье на Донбассе. Пусть оно и не соблюдается на 100%, но активных военных действий там нет. Конфликт никуда не делся, но он де-факто заморожен. И на экономику его влияние уже ничтожно – все плохое из-за связанного с оккупацией Донбасса и Крыма уже случилось в 2014–2016 годах.
Мы говорили, что произойдет усиление налогового давления – сбылось. Это и фискализация малого бизнеса, и внедрение очередных шагов по плану BEPS, и сентябрьское повышение минимальной зарплаты, которая тянет за собой рост налоговой нагрузки на предпринимателей.
А вот с кадровыми перестановками в Кабмине и вокруг него мы оказались слишком большими оптимистами. Парой-тройкой кадровых ротаций не обошлось: весной правительство Алексея Гончарука полностью ушло в отставку. Но это и неудивительно, учитывая полный провал его экономической и фискальной политики. Впрочем, и Кабмин Дениса Шмыгаля последние несколько месяцев тоже ходит по острию бритвы. Меняли глав Налоговой и Таможни. Сменили и главу НБУ.
Мы предрекали снижение учетной ставки НБУ до 8%. На деле же Нацбанк сбросил «учетку» до 6% еще в июне и держит ее на таком уровне. Зато объем золотовалютных резервов (ЗВР) полностью совпал с прогнозом: к началу декабря он достиг 26,2 млрд. долл. Валютный курс к концу 2020 года находится почти в рамках ожиданий – чуть больше 28 грн./долл., но и не 31–33 грн./долл., как предрекали некоторые горячие головы. Хотя девальвация за год достигла почти 20%, что немало.
Ну а падение ВВП в 2020 году спрогнозировать в конце 2019 года было невозможно, так как эпидемия COVID-19 в КНР засветилась на радарах только в середине января, и никто даже не допускал мысли, что она так сильно качнет Украину и мировую экономику в целом. Даже в первой половине февраля были надежды, что все локализуется, как в начале 2000-х, во время той эпидемии коронавируса.
Поэтому 2,8–3,5% роста экономики, которые прочил наш сбалансированный сценарий, обернутся падением на 5–6%. Логично, что в таких условиях сокращается и промышленное производство. По данным Госстата, за 10 месяцев 2020 года индекс промпроизводства по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составил 93,2%. Всего за год, по оценкам «Денег», промышленное производство в стране упадет на 6,5%.
А вот индекс потребительских цен в 2020 году будет расти медленнее, чем в прошлом прогнозе: около +4,6% вместо +6–6,3%. Хорошо ли это? Нет, потому что в текущей ситуации замедление роста цен – индикатор падения доходов населения и свидетельство глубокого кризиса.
Светлое будущее или яма?
На 2021 год «Деньги» снова подготовили три сценария. Один из них традиционно сбалансированный, второй – предельно оптимистичный и третий, наоборот, пессимистичный.
Самый позитивный вариант, который возможен, – это прогресс в переговорах по Донбассу, либерализация налогообложения, дальнейшее снижение учетной ставки НБУ, масштабный запуск земельной реформы и «большой» приватизации, массовые посадки коррупционеров как сигнал оставшемуся на свободе ворью, что красть и вымогать взятки больше нельзя. При этом экспорт как товаров, так и услуг растет опережающими темпами, промпроизводство на подъеме, МВФ соглашается на смягчение фискальной политики при подписании нового соглашения. А ВВП за 2021 год прибавит минимум 7%, не только за счет низкой базы сравнения (то есть сравниваем-то с провальным 2020 годом), но и за счет отклика экономики на правильное госуправление.
Противоположный и предельно негативный сценарий предполагает обострение на Востоке Украины, увеличение ставок ключевых налогов в течение года, активную и необеспеченную эмиссию гривны, повышение учетной ставки, замораживание реформ и хаотичные кадровые перестановки в Кабмине и госкомпаниях, переговоры с МВФ сорваны, и власть снова просит реструктуризации долгов, как в 2015 году. Прирост ВВП за год будет нулевым, инфляция может достигнуть 15%, а курс в таких условиях доберется и до 35 грн./долл.
Тем не менее, мы считаем, что вероятность наступления обоих сценариев в чистом виде – низкая. И, скорее всего, 2021 год пройдет по умеренному сценарию.
Относительно разрешения конфликта на Донбассе представители Офиса Президента говорят о каком-то «плане Б», который позволит возобновить прогресс в Минских договоренностях. Что это за план, до сих пор неизвестно. Но судя по заявлениям представителей трехсторонней контактной группы, речь идет о мирном урегулировании, а значит, риск эскалации минимален, и на экономику ситуация на Востоке по-прежнему влиять не будет.
Налоговая политика останется неизменной: выжать из бизнеса как можно больше налогов. Но без крайнего фанатизма. Потому что Банковая все же реагирует на выступления предпринимателей и заботится о рейтингах. Впрочем, до следующих очередных выборов – добрых три года, власти могут и показать характер.
В подтверждение наших негативных ожиданий – цифры проекта госбюджета на 2021 год. Согласно документу, который в середине декабря должна одобрить Рада, налоговые поступления в 2021 году, по сравнению с 2020-м, вырастут на 14%. Это перекрывает темпы роста номинального ВВП раза в полтора. То есть налоговое давление будет усилено. Иначе мамкины макроэкономисты не увидят в планах перспектив их реализации.
Да, парламент отсрочил фискализацию на 2022 год. Правда, требования по применению РРО все равно не отменены. И часть предпринимателей будет вынуждена перейти на использование кассовых аппаратов уже в 2021 году. Помимо этого, в парламенте находится законопроект, нормы которого предусматривают отмену моратория на плановые налоговые проверки. Хотя еще весной 2020 года Рада решила, что до конца карантина налоговики бизнес трогать не будут.
В то же время, совсем уж радикальные шаги власть предпринимать не решится. Например, нулевое декларирование, которое глава парламентского комитета по налогам Даниил Гетманцев анонсировал еще осенью 2019 года, так и осталось на уровне угроз. Слишком уж большой социальный резонанс может вызвать попытка вывести скрытые доходы граждан на свет божий, равно как и внедрение косвенных методов налогового контроля, которое неизбежно последует за нулевым декларированием.
Снова растем
Так каким будет 2021 год по ключевым макропоказателям? Если исходить из того, что по предварительным оценкам в 2020 году ВВП Украины упадет на 5–6%, то в 2021 году неизбежно произойдет отскок. НБУ ожидает рост реального ВВП в пределах 4%, Кабмин – до 4,6%. Международные партнеры чуть сдержаннее и верят, что украинская экономика за 2021 год подрастет на 1,5–3%. Номинальный ВВП, исходя из этого, в 2020 году составит около 4 трлн. грн., а в 2021-м – 4,5 трлн. грн.
В принципе, это соотносится с консенсус-прогнозом «Денег», который составлен на основании опроса почти десятка экспертов. Рост реального ВВП в 2020 году достигнет 3%.
Конечно, сложно говорить именно об органическом подъеме, вспоминая низкую базу сравнения с 2020 годом. По этой же причине с натяжкой можно назвать ростом возобновление положительной динамики промышленного производства. Да, оно в 2021 году тоже случится, но лишь потому, что в 2020 году имело место падение промышленности, и надо же когда-то отрастать.
Тем не менее, аналитики ожидают, что уже во 2–3-м квартале 2021 года наметится осязаемое оздоровление экономики. «Активное восстановление экономики начнется, как только в мире закончится COVID-19. По моему мнению, это ориентировочно произойдет весной-летом 2021 года», – считает Виталий Кравчук, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций.
В то же время, не исключен и разворот тренда в течение 2021 года, так как последствия пандемии в принципе все еще сложно предсказать и оценить. «В 2021 году давление на реальный сектор и потребительский спрос значительно усилится, что может привести к курсовому и инфляционному всплеску, проседанию экономики Украины в пределах 3–7% базы 2020 года», – комментирует Виктор Шулик, директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating.
Павел Харламов
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.