Недавно я пытался пополнить со своей карты мобильный корпоративный номер, принадлежащий нашей компании, и столкнулся с отказом банка. После длительных выяснений в колл-центре оказалось, что нужно пройти идентификацию, так как меня подозревают в мошенничестве. Что это за мошенничество с пополнением баланса мобильного номера?
Иван, Киев
Читай также: НБУ ужесточил требования по кредитам: Что это значит для украинцев
Требования идентификации от банка - это нормально: банкиры защищают клиентов от мошенников. Избежать потерь от атак мошенников тоже можно: достаточно быть осмотрительными и соблюдать совсем несложные правила: не перечислять деньги, если цель операции непонятна, не сообщать никому личных данных и данных своей карты. Очень помогает перевод финансового номера на контракт - тогда его нельзя будет “украсть“. Но, несмотря на то, что правила безопасности не являются секретом, по данным Национального банка Украины, доля мошеннических операций с платежными картами в Украине растет.
В 2018 году на 1 млн. грн. операций с платежными картами 92 грн. приходится на незаконные операции, тогда как в 2017 году - 77 грн. Средний чек по незаконным операциям в 2018 году составляет примерно 2,5 тыс. грн., тогда как в 2017 году - 2,1 тыс. грн., - сообщила зам. директора департамента платежных систем НБУ Ольга Васильева.
Читай также: НБУ запретит банкам брать деньги клиентов без спроса
По ее словам, наибольший процент мошеннических операций занимает Интернет, а также фишинг с использованием методов социальной инженерии, то есть психологическое давление и обман. Мошенники активно разрабатывают и внедряют схемы с использованием мобильных телефонов пользователей.
Аферисты могут отправлять sms-сообщения, в которых содержатся специальные ссылки, пройдя по ним пользователь попадает на фишинговый сайт (на них идет кража данных владельцев карт). Также преступники часто отправляют sms с фейковыми сообщениями якобы от банка или мобильного оператора, где написано, что банковская карта или мобильный счет заблокированы, и необходимо перезвонить по указанному номеру. Цель: заполучить личные данные и иметь доступ к банковским сервисам потенциальных жертв. После получения платежных данных карты мошенники могут использовать их для выведения денежных средств по различным каналам. Особой популярностью у мошенников пользуется выведение денег на другие банковские карты, электронные кошельки, а также мобильные номера. Мошенники используют психологическое влияние и вынуждают действовать в соответствии с инструкциями, которые диктуют по телефону. Если человек последует таким инструкциям и передаст свои данные либо сам добровольно перечислит мошенникам деньги, банк не сможет вернуть клиенту средства.
Читай также: Кредитное рабство: Как не попасть в ловушку мошенников
Как рассказала Анна Колесникова, начальник управления риск-менеджмента Банка Кредит Днепр, пополнение мобильных номеров на крупные суммы является очень распространенным видом мошенничества. Схем такого мобильного мошенничества несколько, и все они выглядит очень просто. Поначалу на номер жертвы приходит sms якобы от мобильного оператора о пополнении мобильного счета на крупную сумму, либо звонят, представившись менеджером или службой безопасности банка, и убеждают об ошибочном переводе на ваш мобильный счет. После этого следует просьба вернуть эти деньги на указанный банковский или мобильный счет. Либо же мошенники могут пытаться узнать данные банковской карты, чтобы провести списание “ошибочно зачисленных средств“.
Возможен также вариант, когда деньги действительно приходят на мобильный счет жертвы. И получатель спешит перечислить средства со своего банковского счета на указанный мобильный номер. Только следует учитывать, что далее мошенник обращается к мобильному оператору об отмене транзакции, предоставив доказательства перевода, и деньги списываются с мобильного счета получателя в пользу злоумышленника.
Читай также: Кибермошеннику грозит до 6 лет лишения свободы
Отправка физлицом с личного картсчета крупной суммы денег на корпоративный номер (нетипичная транзакция для физлица) может вызвать у банка вопросы. В банках предупреждают: операции клиента по карте могут попасть в систему мониторинга транзакций с признаком риска, например, если транзакция является нехарактерной для клиента. Иногда для обеспечения безопасности сотрудники банка могут связаться с клиентом для дополнительного подтверждения операции. Если сотруднику так и не удалось связаться с клиентом, он может временно ограничить действие карты до выяснения обстоятельств транзакции.
Также клиенту может потребоваться самостоятельно связаться с банком по телефону “горячей“ линии для подтверждения нетипичной транзакции и разблокирования карты, в случае необходимости, либо лично явиться в банковское отделение для прохождения процедуры идентификации.
На практике процедура идентификации выглядит довольно просто. Клиенту нужно предоставить паспорт или ID-карту, идентификационный код и заполнить анкету финансового мониторинга, ответив на все пункты, предусмотренные законодательством, - рассказывает Ирина Мохамед, руководитель проектов Evolute by OTP.
Читай также: Мобильное мошенничество: Как защититься?
В дальнейшем, чтобы банк не блокировал платежи, следует предварительно уведомить его о том, что такого рода платежи будут проводиться теперь регулярно на сумму в пределах определенного лимита.
Статья из Журнала “Деньги“ №10 от 30 мая 2019 года.
Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.
Оформить подписку через наш интернет-магазин.