Первые три квартала 2019 года выдались для налогоплательщиков сравнительно спокойными. Серьезных изменений в налоговом законодательстве не было. А летом проверяющие даже делали вид, что слегка поумерили свой пыл.
Насколько я знаю, налоговых проверок стало меньше. Наверное, ждут смены власти, – рассказывает Александра Томашевская, налоговый консультант, генеральный директор ООО Е. С. Консалтинг.
Стонут только плательщики НДС, для которых вновь поменяли критерии блокировки НДС-накладных, и компании, занимающиеся производством, продажей и использованием топлива. Теперь эта деятельность подлежит лицензированию и более жесткому контролю. Даже если речь идет о хранении ГСМ на территории фермерского хозяйства или небольшого автотранспортного предприятия.
Впрочем, старт работы нового парламента осенью принесет как бизнесу, так и плательщикам-физлицам немало новостей. Как приятных, в виде отмены единого соцвзноса для “спящих“ СПД, так не очень, наподобие обязательного всеобщего декларирования для населения.
- Дали передышку
По сравнению с предыдущими годами, когда «под елочку» парламент принимал целую пачку налоговых новаций, которые становились для налогоплательщиков неожиданностью, изменения в Налоговый кодекс и другие законы, вступившие в силу в 2019 году, были, в основном, техническими. Хотя пересматривали и ставки – в большую, естественно, сторону.
С 1 января выросла ставка экологического налога за выбросы двуокиси углерода, с 0,41 грн./т до 10 грн./т. А также на 50% увеличилась ставка рентной платы за специальное использование лесных ресурсов и на 2% – рентная плата за пользование недрами для добычи нефти. С 1 июля 2019 года на 9% выросла ставка акцизного налога на табачные изделия.
Подрос в 2019 году и размер минимальной зарплаты – 3723 до 4173 грн. А поскольку к минималке привязан единый соцвзнос и ставка единого налога для плательщиков второй группы, то и нагрузка по ЕСВ для бизнеса выросла.
Ударили по физлицам и с другой стороны: международные посылки, помимо уплаты пошлины, облагаются и НДС. С 1 января 2019 года без уплаты налога на добавленную стоимость можно было получать посылку на сумму не более 150 евро. С 1 июля 2019 года этот порог снижен до 100 евро. Причем, если стоимость посылок составляет от 100 до 150 евро, придется уплатить только НДС, а если она превышает 150 евро – НДС и 10% пошлины.
Читай также: В Украине заработала налоговая служба
Но были и хорошие новости. С 2019 года освобождены от уплаты НДС операции по предоставлению в аренду (субаренду) земельных участков, которые находятся в собственности государства или территориальных общин.
В 2019 году бизнесу вроде бы стало немножко проще оспаривать результаты налоговых проверок: сроки для подачи возражений к акту проверки и жалоб в контролирующий орган высшего уровня увеличены с 5 до 10 дней.
А время на принятие налоговых уведомлений-решений (в случае отсутствия возражений плательщика) теперь составляет 15 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, – говорит Нина Бец, юрист юридической фирмы “Ильяшев и Партнеры“.
Но реально это мало что дало – о проверках и блокировках чуть ниже.
- Горючее вне закона
С 1 июля 2019 года действует обязательное лицензирование всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют производство, хранение горючего, оптовую и розничную торговлю топливом.
В принципе, для бизнеса это не стало большой новостью, так как парламент внес соответствующую норму в Налоговый кодекс еще в конце 2018 года. Но напряглись не только компании, которые привыкли работать в “тени“ или не очень прозрачно. Поскольку вместе с лицензированием появилась и система электронного администрирования реализации топлива, а также этилового спирта. И распространяются новые требования даже на мелкооптовых потребителей – предприятия транспорта, агросектора и другие.
Избежать выполнения всех этих требований не удастся: в случае хранения топлива без соответствующей лицензии, субъекты хозяйствования будут платить огромные штрафы. «За производство топлива без наличия лицензии предусмотрен штраф в размере 1 млн. грн., за оптовую торговлю топливом или его хранение без лицензии – 500 тыс. грн., а за розничную торговлю топливом без лицензии – 250 тыс. грн.», – говорит Зоя Кравченко, финансовый аналитик Eterna Law.
Радует хотя бы то, что применение штрафов отсрочено до 2020 года. Чтобы все производители, продавцы и крупные потребители горючего успели оформить лицензии.
Но есть в этой системе один большой изъян. Перемещение продукции между акцизными складами тоже считается продажей топлива (и этилового спирта в том числе). Это создает большие проблемы в администрировании для бизнеса, который, де факто, торговлей горючим не занимается, но перевозит его со склада на склад.
Те субъекты хозяйствования, которые используют топливо исключительно для своих производственных целей и не задействованы в его переработке или продаже, уже столкнулись с определенными трудностями. Ведь обязанность получать лицензию на хранение топлива для собственных нужд возложена и на них, – объясняет Павел Ходаковский, партнер, руководитель практики налогового права юридической компании Arzinger.
Впрочем, по информации “Денег“, к тому моменту, как за отсутствие лицензий бизнес начнут штрафовать, компании, которые лишь перемещают топливо между акцизными складами и не занимаются его реализацией, есть надежда, что выведут из-под действия норм о лицензировании.
- Тормозят на глаз
Неприятный сюрприз получили и плательщики НДС. В мае 2019 года вступило в силу постановление Кабмина № 117, которое, по сути, расширило действие системы блокировки НДС-накладных/расчетов корректировок не только на средний, но и на малый бизнес. Под мониторинг попали НН/РК тех плательщиков, у которых месячный объем поставок превышает 500 тыс. грн., а по операциям с одним контрагентом – 50 тыс. грн.
Налоговики могут отслеживать операции предприятий, которые в предыдущем месяце уплатилb в бюджет НДС на сумму более 20 тыс. грн., а руководитель является директором только у этого налогоплательщика, и нигде больше. Кроме того, мониторингу подлежат компании, у которых совокупная налоговая нагрузка ниже 5%, либо же общая сумма уплаченного НДС за предыдущие 12 месяцев меньше 400 тыс. грн.
В итоге, после того, как начало действовать постановление № 117, количество блокируемых накладных увеличилось вдвое.
При этом правительство передало полномочия о принятии решений о разблокировке НН/РК от региональных комиссий при Государственной фискальной службе центральному офису ГФС в Киеве. А право обжаловать решения ГФС об отказе в регистрации накладных вообще отменено.
Но главным бичом бизнеса стал пункт упомянутого постановления 1.6, который устанавливает так называемые критерии рисковости налогоплательщиков. Основание для включения в список рисковых – налоговая информация, которую коллекционируют сотрудники ГФС. Причем, какого рода данные собирают фискалы, и на каком основании, компаниям не сообщают. Но зато реальный бизнес, который исправно платит налоги, внезапно узнает, что он почему-то не нравится налоговикам, и они в наказание блокируют все его НДС-накладные.
Исходя из практики включения компаний в список рисковых, с уверенностью можно утверждать, что это – первый шаг к признанию их фиктивными, – уверяет Ирина Нараевская, председатель налогового комитета общественного совета при главном управлении ГФС Киева.
Правда, 5 июня 2019 года Окружной административный суд Киева признал положения постановления Кабмина № 117, которые устанавливают критерии рисковости, противоправными и недействительными (дело № 826/12108/18). Но правительство в конце июля подало апелляцию на это решение в Шестой апелляционный админсуд Киева (да-да, тот самый!), который рассмотрит встречный иск Кабмина только в сентябре. Так что пункт 1.6 продолжает действовать.
- Карманы наружу
Во время предвыборной кампании команда нынешнего президента Владимира Зеленского обещала немало налоговых новаций. Но многие из них так и подвисли в воздухе. Одна из широко рекламировавшихся идей – налог на выведенный капитал (НнВК). Но на встрече с бизнесом в конце июня Зеленский четко дал понять, что Украине важнее получить очередной транш от МВФ, чем заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал.
Читай также: Стало известно, сколько налогов доначислили бизнесменам-нарушителям в Украине
Дело в том, что МВФ не очень нравится этот налог в принципе, так как, по мнению представителей Фонда, он приведет к провалу поступлений в госказну и спровоцирует рост бюджетного дефицита. Эта позиция сформирована стараниями представителей крупных международных корпораций, которых устраивает нынешний дизайн украинского налога на прибыль. Потому что он совершенно не мешает им выводить прибыль из-под налогообложения и за рубеж. Потому-то в Фонде не раз заявляли о том, что вернутся к дискуссии по поводу НнВК только после того, как украинские власти найдут компенсаторы бюджетных потерь. Но, по информации “Денег“, компромисса до сих пор нет. Так что, внедрение налога на выведенный капитал, видимо, сдвинется на 2021 год.
- Амнистировать, чтобы потрепать карманы и нервы
А вот вопрос нулевого декларирования и амнистии скрытых доходов окружение президента обсуждает с большим удовольствием. По словам Даниила Гетманцева, советника Владимира Зеленского по вопросам налогообложения, уже готов законопроект, который даст возможность налогоплательщикам задекларировать все скрытые доходы и активы. После чего те заплатят с задекларированного налог – предварительно, базовая ставка составит 9%, льготная – 5%.
Проведение всеобщего декларирования, скорее всего, неизбежно. Ведь этого требует и международное сообщество, которое ожидает от Украины имплементацию шагов плана BEPS и внедрения стандарта CRS (автоматического обмена финансовой информацией), – комментирует Нина Бец.
На самом деле – не требует. Более того, Фонд не хотел бы видеть новых льготных режимов налогообложения каких-либо доходов и активов.
А что касается плана BEPS, например, то 1 декабря 2019 года в Украине вступает в силу многосторонняя конвенция о выполнении мер по противодействию размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения (MLI).
Значительная часть международных соглашений об избежании двойного налогообложения между Украиной и другими государствами ощутит на себе влияние MLI в 2020–2021 годы. Так что у бизнеса есть время подготовиться к грядущим изменениям,– успокаивает Павел Ходаковский.
Вдобавок к налоговой амнистии, советники Зеленского озвучили идею посемейного декларирования доходов. Вместо того, чтобы отчитываться о доходах индивидуально, можно будет задекларировать доходы всей семьи. И если среди членов есть льготники (нетрудоспособные лица) или же несовершеннолетние дети, это будет влиять на сумму налоговых обязательств в сторону уменьшения.
- Упрощенка – все?
Еще в офисе президента раздумывают о том, как бы пресечь оптимизацию налогообложения через СПД на едином налоге. А точнее – резко сузить сферу ее применения. Под удар явно попадут юридические лица, которые работают на третьей группе ЕН и платят 5% налога с оборота. Именно эту организационную форму чаще всего используют в роли инструментов для обналичивания в интересах крупного и среднего бизнеса.
Упомянутый Данниил Гетманцев сообщил, что к началу работы Верховной Рады появятся соответствующие поправки в налоговое законодательство, которые исключит СПД из подобных схем.
Слабое утешение: не исключено, что новоизбранные парламентарии поддержат отмену ЕСВ для предпринимателей, которые не ведут деятельность. По крайней мере, это было одно из основных налоговых обещаний Владимира Зеленского.
- Новые лица
Тем временем продолжается реструктуризация, а возможно и реформа, ГФС. Напомним, что в марте 2019 года Кабинет Министров одобрил размежевание фискальной службы на государственную налоговую (ГНС) и таможенную (ГТС) службы. Руководителем ГНС стал бывший замминистра финансов Сергей Верланов, а ГТС – экс-первый замглавы министра экономразвития Максим Нефедов.
Изначально Сергей Верланов говорил, что окончательно разделение ГФС завершится в июле. Но позже Верланов сообщил, что для полноценного старта работы ГНС необходимо перевести 30% кадрового состава ГФС в новую службу и дождаться, пока Кабмин примет постановление о передаче полномочий по администрированию налогов от ГФС налоговой.
Верланов пообещал, что ГНС будет расширять именно сервисные функции, в том числе удаленное администрирование и электронное обслуживание. При этом налогоплательщиков избавят от чрезмерного внимания со стороны налоговиков. Их будут контролировать в зависимости от степени риска. Подаешь отчеты и платишь налоги исправно – тебя не трогают, скрываешь доходы – тебя берут на карандаш.
Читай также: Какие автомобили подпадают под транспортный налог
Верланов уверяет, что ГНС будет полностью лишена силовых полномочий. Налоговую милицию наконец-то ликвидируют, а вместо нее появится новый орган. Предварительно, это будет служба финансовых расследований. Закон, который регламентирует работу СФР, появится в парламенте в сентябре как внеочередной. Пока же налоговая милиция продолжает функционировать и расследовать преступления, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.
Нацелен на глобальные перемены и Максим Нефедов. Его первоочередные планы – перезагрузка кадрового состава таможенной службы, увольнение части сотрудников, сокращение числа таможен с одновременным повышением эффективности их работы. Офис президента готовит законопроект, который изменит процедуру трудоустройства и увольнения государственных служащих, что позволит проще и быстрое обновить персонал ГТС.
Также Нефедов намерен минимизировать бумажную волокиту при таможенном оформлении и перевести большинство процедур на таможне в электронный формат.
Тем временем Нефедов встречается с представителями бизнеса для оценки происходящего в таможенной службе и призывает сигнализировать о коррупции в его хозяйстве ему напрямую. Мы за всем этим наблюдаем внимательно. И тоже собираем сигналы.
Павел Харламов
Ранее Нефедов озвучил планы по реформированию таможенных органов, пообещал побороть коррупцию и контрабанду.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook
Смотри также - Налоги в Украине 2019. Единый налог, закон о валюте, ЕСВ, налоговая амнистия, кассовые аппараты