В четверг, 19 мая, Кабмин презентовал документ под названием "План пріоритетних кроків уряду на 2016 р.". К 26 мая документ доработают и его примут в качестве перечня конкретных мер.
То есть фактически нам предъявлен более или менее детализированный план действий правительства, включая и министерства. Собственно, план и был в значительной мере "склеен" из документов, предоставленных министерствами. И потому в его содержимом заложены риски. Так как не может министерство реформировать себя само. Ему должны поставить задачу, указать цели, а уж оно, родное, должно к тем целям двигаться. Это первая из двух самых серьезных претензий к "Плану...".
Вторая из основных претензий – избыточная детализация и расфокусировка "Плана...". В документе 208 страниц. Это означает, что тут речь идет не о приоритетах. А о плане работы без приоретизации.
Да, стратегическими приоритетами названы:
макроэкономическая стабилизация;
создание благоприятных условий для развития бизнеса;
установление верховенства права и противодействие коррупции;
повышение качества государственного управления и государственных услуг;
восстановление безопасности граждан.
Но, к сожалению, здесь половина – цели, а половина все-таки является не целями, а инструментарием. Соответственно, у нас возникает вопрос: а как будем мерять результат, как определять достижение цели? "Создание благоприятных условий для развития бизнеса" – это сколько? Это какой уровень налогового давления вместо 52,2%, которые выставил Украине Всемирный банк в нынешнем году? 40% как в Польше? 24% – как в Дании? Это сколько суток для ликвидации бизнеса вместо нынешних нескольких месяцев?
И, тем не менее, нынешний "План…" – явная #ПЕРЕМОГА.
Потому что этот план впервые содержит действия, которых мы все очень ждали – и по части внедрения прозрачных бюджетных процедур, и по части налоговой реформы, и по части децентрализации. Полная версия документа и его презентация доступны по ссылке.
Что впечатлило? Очередной этап налоговой реформы. Если реализуют – это будет серьезный шаг вперед по части снижения уровня коррупции, упрощения процедур, ликвидации фискального рэкета (о ней – см. таблицу). Система господдержки агросектора вместо ликвидируемого спецрежима по НДС для аграриев. Передача полномочий и финансовых ресурсов местным громадам (общинам). Создание "электронного правительства", объединение электронных реестров, перевод административных услуг в электронную форму. Дальнейшее сокращение числа разрешительных процедур. От "Плана приоритетных действий…" было бы странным ждать мельчайшей детализации, но кое-что там есть – в том числе и с датами. Так что мы сможем отслеживать.
И, очевидно, будут коррективы к моменту окончательного принятия этого "Плана…" 26 мая. Их мы проанализируем особо. А пока нам, как деловому изданию, удалось детально разобрать налоговую реформу и реформу ГФС. Вывод: неплохо, но надо больше, особенно – по части снижения налоговых ставок. Вот о снижении ставок там – ни слова. Зато есть о введении акцизов на энергоносители. И с этим надо что-то делать. Дальнейший подъем тарифов заблокирует восстановление экономического роста.
Реформирование налоговой системы и ДФС
Действие | Период в 2016 г. | Результат |
Разработать проект ЗУ "Про внесення змін до Податкового кодексу(ПК) України щодо відшкодування ПДВ" | ІІІ кв. | Единый публичный Реестр заявлений на возмещение НДС |
Разработать проект изменений в НК по вопросам использования электронного сервиса "Кабинет налогоплательщика". | ІІІ кв | Переход к электронной форме взаимодействия налогоплательщиков и ГФС |
Внесение изменений в Приказ Минфина "Про …заповнення податкової звітності з ПДВ" | ІІ кв | Уменьшение времени на заполнение декларации по налогу на добавленную стоимость |
Повышение осведомленности о | 3 кв. | Облегчение администрирования ЕСВ для бизнеса. |
Внесение изменений в НКУ о налогообложении акцизным налогом энергопродуктов | Без дати | Приведение нац. законодательства в соответствие с дирек. Совета ЕС № 2003/96 / ЕС |
Проект Закона Украины "Про внесення змін до ПКУ щодо мінімізації впливу…" | Без дати | Одноуровневая система админ. обжалования денежных обязательств налогоплательщиками |
Проект закона об усовершенствовании процедуры апелляционного обжалования денежных обязательств налогоплательщиками | ІІІ кв | Коллегиальное рассмотрение жалоб о существенной суммы денежных обязательств |
Внесение изменений в НКУ относительно усовершенствования контроля за трансфертным ценообразованием | ІІІ кв | Введение трехуровневой структуры документации по трансфертному ценообразованию |
Предоставления обобщающих разъяснений Минфином из самых спорных вопросов налогового законодательства | ІІІ кв | Предотвращения "торговли" индивидуальными налоговыми консультациями |
Проект закона об уполномоченных экономических операторов | ІІ кв | Существенные упрощения таможенных формальностей для предприятий с высокой степенью доверия |
Разработать и довести до ГФС основные показатели эффективности (KPI). | ІІ кв | Улучшение администрирования налогов |
Оптимизация штатной численности ДФС – до 41 тыс человек | ІV кв | Уменьшение нагрузки на бизнес |
Интегрировать информационные системы налоговой и таможенной служб | І кв, 2017 г. | Уменьшит нагрузку на добросовестных плательщиков |
Ликвидация налоговой милиции | ІV кв | Улучшение инвестиционного климата |
Введение института пост-аудит | ІІІ кв | Значительное сокращение времени на осуществление таможенных процедур |
Постановление Кабмина про "единое окно" на таможне | ІІ кв | Значительное сокращение времени таможенных процедур |