Украина стоит на пороге масштабной коммунальной реформы. И хотя в течение 2016 года были приняты фундаментальные для отрасли ЖКХ законодательные и нормативные документы, очень важно в ближайшие несколько лет создать прочную основу для предстоящих изменений с тем, чтобы не получилось “как всегда“ и реформа не затянулась еще на 20 лет.
Читай также: В марте украинцам пересчитают субсидии
Причем, начать придется с пересмотра тарифов на обслуживание жилого фонда, которые в Киеве, к примеру, не менялись уже более 6 лет. Но этот шаг необходим, так как существующие расценки на обслуживание домов в 2,5 раза меньше фактических затрат управляющих компаний. К тому же, сложилась такая ситуация, при которой стоимость услуг ЖКХ в течение 2017 года должна быть приведена к экономически обоснованному уровню. Тем более что большая часть денег, которые население платит в виде жилищно-эксплуатационного тарифа, уходит на “латание дыр“ и покрытие издержек, связанных с огромными энергетическими потерями. В итоге управляющие компании не располагают запасом ресурсов для модернизации и решения многочисленных проблем.
Например, только в столице общие потери топлива в теплоснабжении составляют 60%. Но для удовлетворения нужд потребителей этот показатель не может превышать 40%. Протяженность тепловых сетей Киева около 2000 км (в двухтрубном исчислении), из которых чуть ли не 1500 км нуждаются в восстановлении в связи с завершением нормативного срока эксплуатации. Бюджет такого мероприятия - порядка 900 миллионов долларов.
Читай также: Как установить многотарифный счетчик и сколько можно на нем сэкономить
Кроме того, около 30% энергетических потерь происходит именно “внутри дома“, и для их ликвидации потребуются не только отдельные мероприятия по энергомодернизации, а комплексный капитальный ремонт с использованием энергосберегающих технологий.
Еще один пример нерационального потребления - использование питьевой воды, потери которой во внешних коммуникационных сетях достигают 49%. И не только в Киеве, а по и всей Украине.
Огромная проблема для всех местных администраций - это общее состояние зданий и их конструктивных элементов. Основная часть жилищного фонда Украины возведена еще во времена СССР, когда об энергоэффективности и бережном отношении к ресурсам никто и не задумывался. В итоге, за 25 лет недофинансирования и неэффективного управления все коммуникации были доведены до катастрофического состояния. И эта проблема касается не только тепло и водоснабжения.
Читай также: Большой вопрос: сколько платят за коммуслуги украинцы и их соседи
Не менее существенная и болезненная статья затрат для управляющих компаний – электроэнергия. Автоматические датчики включения/выключения света, энергосберегающие лампы, солнечные панели – все это технологии, применение которых может дать экономию электроэнергии до 50% и более. Но для этого, во-первых, необходимы большие инвестиционные бюджеты, которых у коммунальных предприятий нет. Во-вторых, отсутствует источник их возврата, поскольку инвестиционная составляющая в коммунальном тарифе не может быть предусмотрена.
Поэтому в рамках реформы, несомненно, необходимо рассмотреть и вопрос замены «неэффективной» части тарифа на инвестиционную. Приведение платы за услуги ЖКХ к экономически обоснованному уровню позволит привлечь долгосрочные средства в отрасль. Получить поддержку частного капитала, создав на рынке действительно конкурентную среду с понятными, прозрачными правилами игры, единственный выход для государства.
Читай также: Как отключить централизованное отопление в квартире
Но кроме пересмотра тарифов необходима также разработка мотивационных механизмов для населения и для тех, кто оказывает услуги ЖКХ. Речь об энергосервисе. Правда, несмотря на то, что уже прошло более года с момента принятия законов, которые касаются энергосервиса, данный механизм до сих пор полноценно не заработал. Хотя в нынешних условиях, когда инвестиции все еще остаются для Украины дефицитом, энергосервисные компании могут стать драйвером реформ. Рынок ЖКХ (с учетом замены генерирующих мощностей) только на первом этапе по самым скромным расчетам развития требует порядка 200 млрд грн капиталовложений, так как практически вся коммунальная инфраструктура в стране изношена на 90-95%.
Энергосервисные компании готовы инвестировать в ее восстановление, но деньги придут лишь тогда, когда будут гарантии и заинтересованность со стороны государства. Только при таких условиях возможна полная модернизация всей системы ЖКХ, и создание прибавочной стоимости вместо дотаций из бюджета.
Заместитель директора по финансам и экономике КП Управляющая компания по
обслуживанию жилого фонда Дарницкого района Киева Олег Попенко.
Текст является личной точкой зрения автора.