Свершилось - в апреле 2017 года после длительных переносов и переговоров Украина, наконец-то, получила четвертый транш кредита МВФ в размере 1 миллиарда долларов. Средства уже поступили на счет Национального банка. В НБУ надеются, что сотрудничество с фондом продолжится, и до конца 2017 года в страну поступят еще три транша на сумму около 4,5 миллиардов долларов. Вот только реализация этого плана сильно завязана на условиях, которые МВФ прописал в обновленном Меморандуме об экономической и финансовой политике. И чего ждет кредитор от правительства и Нацбанка в 2017 году?
Банки проверят
Читай также: Минфин опубликовал полный текст меморандума МВФ
Львиная доля пунктов Меморандума связана с финансовым сектором, а конкретно - с ПриватБанком. Речь идет о том, чтобы до конца мая-2017 на основании его комплексной проверки утвердить программу оздоровления. А до конца июня необходимо завершить реструктуризацию и повысить уровень возврата проблемных кредитов банка, связанных с бывшим владельцем Игорем Коломойским. В числе структурых маяков Меморандума - выбор международной аудиторской компании для проведения в течение двух лет детального анализа кредитного портфеля ПриватБанка. Причем выбрать ее нужно уже в апреле, а первый отчет она обязана предоставить до октября 2017 года.
Один из важных пунктов программы МВФ - выпуск ОВГЗ на сумму до 98 миллиардов гривен (3,6 % ВВП), чтобы докапитализировать банки и Фонд гарантирования вкладов физлиц. Мы понимаем - это эмиссия, выпуск “пустых“ гривен, которые повлекут давление на валютный рынок и рост цен. Также в Меморандуме говорится о продолжении диагностики банков - 19 банков второй группы по активам и 21 банк третьей группы и всех остальных. Согласно заявленному в документе графику, банки должны до конца июня 2017 года привести коэффициент адекватности капитала к уровню не менее 5%(то есть акционеры должны внести дополнительный капитал там, где этот показатель не выдерживается).
Неизбежны задержки
Читай также: Украине не придется “отрабатывать“ кредиты МВФ - Данилюк
Несмотря на “бодрые темпы“, обозначенные меморандумом, уже сейчас понятно, что вписаться в оптимистичные дедлайны не удастся. Особенно в тех вопросах, которые связаны с голосованием парламента. Например, в документе сказано, что до конца марта-2017 в Раду должен быть подан проект закона о госбанках, который бы утверждал подходы к корпоративному управлению. Но такой законопроект в марте не появился ни в парламенте, ни в комитетах. И лишь в середине апреля в министерстве финансов сообщили, что “сейчас готовят“ изменения стратегии госбанков. Поэтому, скорее всего, необходимый законопроект появится у депутатов не раньше середины мая.
МВФ в каждом новом варианте меморандума указывает обязательный маяк - запуск рынка для земель сельхозназначения. Однако Украине все время удается перенести этот срок. По состоянию на апрель 2017 года, правительство лишь разрабатывает такой законопроект, впрочем, есть весьма качественный альтернативный - поданный депутатами президентской фракции. Хотя, согласно меморандуму, закон о рынке агроземель должен быть принят в парламенте уже в мае-2017.
Читай также: Траншнаш: как соцсети высмеяли денежную помощь от МВФ
Да, в правительстве пообещали, что рынок земли в 2018 году уже точно откроют. Правда, пока совершенно неясно, как именно это будет сделано. Пока у Кабмина есть только эскизное представление о реформе: нужны предохранители против спекуляций и коррупции. Размышляют об ограничении на размер владения сельхознаделами, о праве владеть (покупать) только за физлицами, о запрете на покупку нерезидентами. Называют эти ограничения временными. Такой формат абсолютно не устраивает крупнейших латифундистов, в аренде у которых сегодня находятся сотни тысяч гектар агроземель.
“В сложившейся ситуации считаем правильным оставить действие моратория в силе до тех пор, пока не будет выработана взвешенная консолидированная позиция власти с учетом интересов владельцев земли и экономики Украины. Заявление премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о предоставлении права покупки земли площадью до 200 гектар исключительно физическими лицами является не более, чем политическим шагом и не имеет ничего общего с реальной реформой“, - заявили в компании Кернел.
Впереди - жесткая драка в сессионном зале. Ряд парламентских партий уже отметились в качестве противников реформы.
Пенсии и налоги
На весну-2017 запланирована реализация и других важнейших структурных маяков. До конца апреля - реформировать пенсионную систему. Дефицит Пенсионного фонда в 2016 году на уровне 6% ВВП (140 миллиардов гривен) - это то, что всерьез беспокоит Фонд, поскольку негативно влияет на всю систему госфинансов и требует регулярной подпитки Пенсионного фонда дополнительными кредитами.
Читай также: Гройсман: рынок земли будет открыт только для физлиц-украинцев
“Для создания стабильной основы системы пенсионного обеспечения, стимулирования уплаты пенсионных взносов работниками, а также для обеспечения адекватного уровня пенсии в будущем Верховная Рада Украины примет до конца апреля 2017 комплексную пенсионную реформу, которая вступит в силу с 1 января 2018 года“, - говорится в тексте меморандума.
Предполагается, что реформа должна включать новый перечень вариантов выхода на пенсию с более широким диапазоном пенсионного возраста, предлагая гражданам выбор срока и условий выхода на пенсию, которые зависят от общего трудового стажа. Дополнительные выплаты “за стаж“, согласно задумке фонда, должны стимулировать украинцев выходить на пенсию как можно позже. В МВФ уверены, что средний возраст выхода на пенсию в Украине должен быть на уровне стран ЕС, а это - 63,5 года для мужчин и 62,5 года для женщин. Уже сейчас понятно, что в апреле принять пенсионный закон не смогут, ведь, по словам премьер-министра Владимира Гройсмана, техническая работа над проектом будет завершена в мае.
Упрощенную систему налогообложения изменят
Налоги? Да, о них также идет речь в обновленном меморандуме. Правда, детальных рекомендаций по изменению налогового законодательства фонд не дает. Но в то же время прямо указывает, что база ЕСВ должна быть расширена (привет от пенсионной реформы), а какие-либо освобождения от уплаты налогов, схемы налогового администрирования запрещены.
Читай также: Гройсман рассказал, чем целый год занимался в кресле премьер-министра
Правительство продолжает дискуссию с МВФ относительно судьбы упрощенной системы налогообложения. В нынешнем меморандуме говорится о том, что требования к “упрощенке“ будут усилены с 1 января 2018 года. До конца апреля в парламент должны быть поданы изменения в законодательство относительно учета и уплаты ЕСВ и налога на доходы физлиц. Похоже, украинцев ждет очередная волна “закручивания гаек“ в отношении малого бизнеса. Журнал “Деньги“ обязательно напишет о том, что конкретно планируют “завинтить“, как только в правительстве сформируется позиция по данному вопросу.
Структурные маяки обновленной программы EFF*
Сфера | Маяк | Дед-лайн |
Банки | Выбор международной компании для работы с проблемными кредитами ПриватБанка и международного аудитора | 15 апреля 2017 года |
Усиление Гражданского и Процессуального кодекса в части исполнения судебных приказов об оплате задолженности и об аресте банковских счетов | Конец сентября 2017 года (перенесен с сентября 2016 года) | |
Пенсионная реформа | Принятие пенсионного законодательства | Конец апреля 2017 года |
Налоги | Принятие закона о слиянии таможенной и налоговой администрации | Конец марта 2017 года |
Принятие закона о службе расследования финансовых преступлений под управлением Минфина, (вместо налоговой милиции) | Конец апреля 2017 года | |
Бизнес | Модернизация процедуры банкротства бизнеса | Конец мая 2017 (перенесен с сентября 2016 года) |
Аграрная сфера | Принятие закона об обороте земель сельхозназначения | Конец мая 2017 года |
Борьба с коррупцией | Принятие закона об антикоррупционных судах | 15 июня 2017 года |
Госфинансы | Ограничение расходов на коммунальные субсидии до 47 миллиардов гривен в год (ужесточение параметров) | Конец июля 2017 года, изменения вступят в силу с 1.05.2017 |
Постановление КМУ о монетизации коммунальных субсидий | Конец августа 2017 года | |
Принятие Кабмином списков госспредприятий, остающихся в госсобственности; приватизируемых или ликвидируемых. | Конец августа 2017 года (перенесен с октября 2016 года) | |
Создание базы получателей соцпомощи | Конец декабря |
*Данные Меморандума об экономической и финансовой политике от 2.03.2017 года.
Наталия Богута