Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции

После выбора тендера участник должен ознакомиться с его условиями, поинтересоваться бюджетом закупки и датой проведения аукциона, и затем подать заявку на участие
Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции
depositphotos.com

За три года существования ProZorro в системе электронных закупок было объявлено более 1 млн. тендеров на сумму свыше 1,5 трлн. грн. Причем, доступ к этим данным есть у каждого. В любой момент можно посмотреть, что купило государство, у кого и за какую сумму. Но такая открытость не спасает госзакупки в целом от коррупции. Хотя разработчики системы добросовестно пытаются бороться с махинациями и придумывают новые способы, как отлавливать нарушителей.

Читай также: Виталий Немилостивый: Как влияет ProZorro на экономику Украины

Опыт предпринимателей подсказывает: участвовать в гостендерах может как крупный, так и микробизнес. И это, безусловно, главное достоинство системы ProZorro, которая дала бизнесу возможность зарабатывать на государстве.

Механизм участия в тендерах достаточно прост. Прежде всего, нужно выбрать одну из торговых площадок, которая подключена к системе. Число площадок постоянно увеличивается и на данный момент превышает два десятка.

Далее необходимо пройти процедуру регистрации. Объем информации, который просит предоставить каждая площадка для создания учетной записи, отличается. Но обычно это - ФИО пользователя, его номер телефона, e-mail адрес и данные об организации, которую он представляет (наименование, юридическая форма, реквизиты).

Читай также: Сколько заработала Украина на малой приватизации

Поиск в системе ProZorro стал более гибким и удобным. Он устроен таким образом, что тендеры можно находить с помощью разнообразных запросов. Например, по наименованию организатора торгов (министерства, городского или областного совета), по региону (области), в котором проводится закупка, по датам приема ценовых предложений и поиск по предмету закупки. К тому же, искать можно как по названию товара/услуги, так и по коду из национального классификатора Украины ДК 021: 2015 (см. QR-код).

На главной странице ProZorro выводятся закупки пользующихся наибольшим спросом групп товаров и тендеры из популярных сфер и отраслей. На начало мая 2019 года, например, это были закупки офисной техники, мебели и продуктов питания, а также тендеры в сфере строительства и медицины.

Читай также: Какой город возглавил рейтинг, составленный ProZorro.Продажи

После выбора тендера участник должен ознакомиться с его условиями, поинтересоваться бюджетом закупки и датой проведения аукциона, и затем подать заявку на участие (сделать ценовое предложение). Дополнительно нужно предоставить тендерную документацию. Это - копии уставных документов и свидетельства о государственной регистрации, справки об отсутствии налоговой задолженности, копии лицензий и патентов, справки, подтверждающие у исполнителя оборудования и материально-технической базы для производства товара или для выполнения работ. Если возникают какие-то вопросы, до даты проведения аукциона предприниматель имеет право связаться с заказчиком и запросить у него недостающую информацию.

За подачу тендерного предложения участники платят комиссию. Ее размер зависит от заявленной стоимости закупки. Минимальная комиссия - 17 грн. при тендерах до 20 тыс. грн., максимальная - 1700 грн., при тендерах от 1 млн. грн.

Аукцион проводится в несколько раундов путем понижения ставок. Шаг снижения цены указывается в условиях закупки. Размер шага может быть в размере 2%, 1% и даже 0,5% той суммы, на которую объявлен тендер.

Читай также: Сколько тратят столичные коммунальщики на канцтовары

Победителем считается тот участник, который предложит наилучшую (самую низкую) цену. Но победа не означает подписание договора, поскольку еще предстоит пройти процедуру квалификации. Участник обязан подтвердить, что он способен произвести и доставить товар, предоставить услуги или выполнить работы. Для этого представитель заказчика может приехать на производство, запросить образцы продукции, потребовать дополнительную документацию. Если участник квалификацию не выдержал, победа автоматически переходит к компании, которая предложила наиболее низкую после победителя цену.

В случае успешной квалификации стороны заключают договор, и заказчик публикует подписанный с поставщиком договор в системе ProZorro.

Разумеется, это еще не все: впереди сначала выполнение условий договора - поставка товаров, услуг или работ, а затем - получение оплаты.

Читай также: Что покупают чиновники за счет бюджетных средств - СМИ

Никакой не секрет, что многие, очень многие заказчики намеренно устраивают победителям “сладкую“ жизнь, если те оказались впереди лично им нужного подрядчика или поставщика. И приемка товаров либо услуг может превратиться в пытку, и с оплатой могут тянуть до неприличия. В следующий раз победитель крепко подумает - идти ли ему на такой тендер. А новым подрядчиком или поставщиком окажется нужный персонаж. Но это - совсем отдельная история, к которой мы еще непременно вернемся.

Согласно закону “О публичных закупках“, условия тендера и его результаты можно обжаловать - если права участников нарушены. В ProZorro уточняют, что в 70% случаев бизнес жалуется на выбор победителя и в 30% случаях -на условия тендера. Рассмотрением жалоб занимается Антимонопольный комитет Украины. В принципе, предприниматель может обратиться и в суд. Но все равно только после того, как его жалобу рассмотрит АМКУ.

Попытки обжаловать торги без подачи жалобы в АМКУ не приводят к позитивному исходу дела, так как суды очень часто считают, что надлежащим доказательством нарушения в сфере закупок является только решение Антимонопольного комитета как уполномоченного органа в этой сфере, - объясняет Олег Ручка, адвокат адвокатского бюро “Тарасов и партнеры“.

Жалоба в АМКУ подается непосредственно через электронную систему закупок. Комитет вносит жалобу в соответствующий реестр и обнародует ее на своем официальном сайте. Жалоба должна содержать информацию о заказчике, который нарушил условия тендера, обоснование ее подачи, и к ней необходимо приложить документацию, подтверждающую факт нарушений.

Подача жалобы платная. При оспаривании процедуры закупки товаров или услуг плата составляет 5 тыс. грн., при оспаривании процедуры закупки работ - 15 тыс. грн.

Читай также: Проект обновления центра Киева обойдется в 15 млн гривен

АМКУ в течение трех дней после внесения жалобы в реестр должен разместить в системе электронных закупок решение о ее принятии к рассмотрению либо же аргументировано отказать заявителю. Отказ в рассмотрении жалобы может быть обоснован тем, что предприниматель не предоставил требуемую информацию о нарушениях со стороны заказчика, либо же заказчик уже устранил эти нарушения до вмешательства Антимонопольного комитета.

Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции
Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней. Что важно: если АМКУ принимает жалобу, электронная система закупок автоматически приостанавливает начало аукциона.

Заказчику запрещается совершать любые действия, связанные с закупкой. Кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе. Заключать договор о закупке во время обжалования тоже запрещено. Кроме того, рассмотрение жалобы замораживает сроки, отведенные на подписание договора между заказчиком и победителем.

Читай также: Состоялись первые 5 аукционов по продаже земли через ProZorro

По итогам рассмотрения жалобы АМКУопределяет, допустил или нет заказчик нарушения процедуры закупки,и указывает, какие необходимо заказчику предпринять меры - полностью или частично отменить свои решения по тендеру, устранить любые дискриминационные условия, привести тендерную документацию в соответствие с требованиями законодательства.В том случае, когда нарушения устранить невозможно, Антимонопольный комитет принимает решение об отмене результатов тендера.

Если участник торгов недоволен результатом рассмотрения жалобы, он может обжаловать решение комитета в течение 30 дней в суде.

Как показывает практика, когда АМКУ принимает противоречивые решения по жалобам, суды чаще всего выносят справедливые решения по таким делам. Поэтому бизнес может отстоять свои права и компенсировать понесенные убытки, - говорит Игорь Чудовский, управляющий партнер адвокатского объединения “Чудовский и партнеры“.

Кстати, по данным самого АМКУ, в 58% случаях комитет принимает решение в пользу участника, который подал жалобу.

Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции
Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции

Главный недостаток электронной системы государственных закупок в том, что она все равно не защищена от махинаций. Как со стороны недобросовестных заказчиков, так и нечистых на руку участников.

Читай также: Кубив: Украинский экспорт в первом квартале вырастет на 850 миллионов долларов

В числе популярных нарушений - дробление тендеров на суммы менее 200 тыс. грн., что позволяет сторонам заключить договор напрямую, в обход аукциона; раскрытие внутренних документов конкретным участникам; условия тендера прописаны таким образом, что выполнить их залетные компании попросту не могут (слишком короткие сроки поставки товаров, предоставление специфических документов, получить которые очень сложно, необоснованно длинная отсрочка платежа и т.д.).

Одна из основных проблем - это дискриминационные условия со стороны заказчика. Они могут быть прописаны под конкретного участника, из-за чего продукция других поставщиков не соответствует требованиям организатора торгов, - приводит пример Ольга Данилюк, юрист площадки Zakupki.Prom.ua.

Бывают случаи, когда в тендере участвует несколько связанных компаний.

Одна из них является тем участником, который должен получить победу на этом тендере, остальные - фиктивные участники, которые выдвигают заведомо проигрышные условия, чем способствуют победе нужной компании, - объясняет Игорь Чудовский.

Есть и другая крайность, когда заказчик не предъявляет особые квалификационные требования к участнику или предмету закупки и тем самым допускает к торгам продавцов низкокачественного товара, и они становятся победителями.

Недавно известный украинский вуз указал в тендерной документации, что желает закупить аналог оригинала продукции. Недобросовестный участник скопировал в свое тендерное предложение эту фразу, не указав даже, какой именно аналог будет предложен, и его выбрали победителем. Впоследствии АМКУ отклонил жалобу другого участника, поскольку предложение победителя формально соответствовало формулировкам тендерной документации, - рассказывает Олег Ручка.

Впрочем, ProZorro постепенно обрастает функционалом для вылавливания нарушителей. В 2018-2019 годы система обзавелась риск-индикаторами, они мониторят все закупки и сигнализируют о возможных нарушениях аудиторам. Второе новшество - электронный кабинет Государственной аудиторской службы, он тоже упрощает отслеживание нарушений (напомним, что с 2018 года Государственная аудиторская служба имеет право осуществлять мониторинг госзакупок. - Прим.ред.).

Третье нововведение - интеграция с госреестром лекарственных средств. Заказчики выбирают из списка названия действующих веществ (международные непатентованные наименования), а не просто название лекарств. Это сокращает количество ошибок и манипуляций в закупках медикаментов.

Читай также: Верланов: Налоговая заработает через месяц-полтора

Четвертая доработка - появление двух полей электронной тендерной документации. Вместо загрузки файлов в формате .doc, заказчики будут заполнять электронные поля, по которым легче найти тендер и ознакомиться с его условиями. Например, заполнение полей “предмет закупки“ и “условия оплаты“ уже является обязательным для госзаказчиков. Эта информация представлена в машиночитаемой форме, что позволяет развивать аналитические сервисы и оперативно выявлять нарушения или же дискриминационные требования.

Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции
Долейте еще ProZorro: Открытость не спасает госзакупки от коррупции

В 2019 году в ProZorro появится функционал для руководящих органов заказчиков, которые смогут отслеживать, как проводят закупки структурные подразделения.

Заметим, что почти половина потерь на закупках связана с непрофессионализмом и низкой эффективностью, хотя принято считать, что причина только в коррупции. К примеру, заказчику нужно закупить технический товар. Сроки поджимают, и он, вместо детального анализа рынка, находит первый попавшийся сайт и просто переписывает характеристики товара. Как результат, имеем дискриминацию, - рассказывает Василий Задворный, директор госпредприятия “Прозорро“.

В апреле 2018 года президент Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект №8265. Он содержал целый перечень поправок в действующую редакцию закона “О государственных закупках“. Среди них - снижение с 200 до 50 тыс. грн. минимального порога, до которого закупка может проводиться без аукциона; сокращение срока рассмотрение жалоб АМКУ с 15 до 10 дней; возможность исправлять ошибки, допущенные участниками в тендерном предложении.

Читай также: Председатель АМКУ Терентьев: Заявления о монополизации рынка из-за покупки ДТЭК облэнерго - бессмысленная ложь

Депутаты откладывали рассмотрение законопроекта дважды. И 23 ноября 2018 года они провалили его голосование. В ProZorro говорят, что доработали этот документ, добавили в него несколько новых норм, в том числе те, которые приведут тендерное законодательство Украиныв соответствие с требованиями законодательства Евросоюза, и ожидают, что Верховная Рада рассмотрит его до конца 2019 года.

Например, законопроект предусматривает внедрение механизма противодействия демпингу. Система автоматически будет подсвечивать тендерное предложение, которое более чем на 40% ниже среднего значения других ценовых предложений в начале аукциона или на 30% ниже следующего предложения. И если поставщик не сможет аргументировать цены, его предложение будет отклонено. Также нормы законопроектадопускают к участию в торгах объединения предприятий (консорциумы) и дают заказчикам правопроводить открытые консультации с бизнесом до начала торгов.

Еще одно нововведение - это “электронный каталог“, он является подобием интернет-магазина для проведения госзакупок небольших партий типовых товаров. Причем, ProZorro уже тестирует такие каталоги для Киева и области. Но чтобы запустить проект по всей территории Украины, нужны изменения в законодательстве.

Светлана Шмелева

Статья из Журнала “Деньги“ №9 от 10 мая 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK