Обнародованный в апреле "панамской список" клиентов и проводимых ими операций компании Mossack Fonseca спровоцировал целую серию финансово-политических "оффшорных" скандалов. В итоге, этот прецедент заставил многие страны усилить меры противодействия агрессивному налоговому планированию. В Украине тоже была создана рабочая группа для подготовки законопроектов по усилению налогового контроля и обеспечения прозрачности ведения бизнеса. Инициатива исходила от Администрации Президента, а дедлайн для выполнения этого поручения был назначен на 10 июня 2016 года.
И хотя предельный срок для завершения работы над поправками в законодательство истек, по словам председателя Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, законопроекты в ближайшее время будут представлены в окончательной редакции и зарегистрированы в парламенте.
Тем не менее, важен не сам факт принятия этих документов, а то, получим ли мы справедливый подход в налогообложении доходов чиновников и обычных граждан, для которых меры по деоффшоризации обернутся фискальным контролем их собственных расходов и зарубежных активов. Особенно в свете того, что предложенным "мягким" подходом к налогообложению активов физлиц на дату декларирования смогут воспользоваться чиновники, уклонявшиеся от налогообложения долгие годы, что во многом стало основной причиной формирования высокой доли теневой экономики Украины.
Также остаются открытыми вопросы, как будет обеспечено своевременное и безошибочное (без применения штрафных санкций) декларирование доходов/активов гражданами Украины и резидентами нашей страны (что не одно и то же)? И как фискальные органы намерены способствовать тому, чтобы отчеты, подаваемые бизнесом о контролируемых иностранных компаниях, были корректными, а проверки, в том числе соблюдения норм ТЦО (трансфертное ценообразование – Ред.), объективными?
Но, что самое важное, все еще непонятно, обеспечат новации дополнительные поступления в бюджет, или обернутся новой волной коррупции и злоупотреблений со стороны контролирующих органов?
Моя собственная оценка достаточно проста. Под всем ажиотажем, созданным на фоне новых требований по отношению к украинцам, которые еще несколько лет назад считали себя средним классом, пытались направить свой предпринимательский энтузиазм на создание бизнеса как за рубежом, так и в Украине, фигуранты "панамского" скандала получат возможность полностью себя реабилитировать и легализовать выведенный капитал. При этом практически не сомневаюсь, что с доходов чиновников и госслужащих госбюджет Украины ничего не получит.
К тому же, бессмысленно ожидать, что страна достигнет положительных результатов одноразового декларирования на фоне сохранения достаточно высокой нагрузки на фонд оплаты труда, которая достигает 41,5%.
У меня также вызывают удивление некоторые процессы, которые происходят в профильном парламентском комитете. Например, тот факт, что в ходе разработки законопроектов по деоффшоризации народным депутатом Николаем Фроловым был зарегистрирован законопроект №4713 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно налоговой амнистии и налогообложения неподтвержденного дохода. И это при том, что он является народным депутатом от фракции БПП и одновременно заместителем Нины Южаниной, которая возглавляет упомянутую рабочую группу. Плюс ко всему, уже полностью завершена работа над идеей обложения налогом на прибыль выведенного капитала. Она охватывает некоторые вопросы противодействия уменьшению налоговой базы и перемещению доходов за границу, и является частичной альтернативой разрабатываемых инициатив. Все это говорит о том, что в пределах комитета отсутствует единая концепция и политика в сфере налогообложения, и что, в свою очередь, явно не способствует восстановлению доверия бизнеса и налогоплательщиков к властям, вызывая вполне обоснованные сомнения относительно истинных мотивов в реализации налоговых инициатив.
Юлия Дроговоз