Новое правительство, объявив о своих планах по реформированию Украины, почему-то не сделало акцент на налоговой реформе. Хотя в основе экономической модернизации государства лежит именно она.
Налоговый кодекс настолько архаичен, что позволяет существовать опричнине – когда любой правоохранительный орган обладает полномочиями возбуждать уголовные дела против предпринимателей. Методы поменялись, но правило осталось старое: силовики всегда правы и полностью безнаказанны, а предприниматель всегда виноват и бессилен им противостоять.
К правовому беспределу силовиков добавляется изжившее себя администрирование. Когда государство требует от украинских производителей заплатить аванс по НДС еще до момента продажи товара. Деньги предприятий заморожены на НДС-счетах вместо того, чтобы работать в экономике. А возврат НДС осуществляется в ручном режиме и поэтому сборы по этому налогу объявляются перевыполненными, так как сальдо всегда можно отрегулировать вручную.
И, наконец, третья проблема – это высокие ставки. По разным подсчетам украинцы отдают государству от 42 до 56% с каждой заработанной гривны. Для сравнения, у динамично развивающихся "азиатских тигров" этот показатель на уровне 20%, а в США – около 29%.
И все же надежда на перемены есть. Министр финансов Александр Данилюк уже показал, что знаком с проблемой давления на предпринимателей и вопрос упразднения налоговой милиции решится в течение нескольких месяцев. Кроме того, в парламенте давно находится законопроект, который позволит ограничить полномочия силовиков в части возбуждения уголовных дел за неуплату налогов. И сам факт понимания министром, а также его замами существования этой проблемы – хороший знак.
Радует и то, что новая команда Минфина идет на диалог, проводит регулярные встречи с авторским коллективом законопроекта №3357 "О налоговой либерализации" и вдумчиво обсуждает каждый вопрос.
Что мы предлагаем? Во-первых, забрать у Государственной фискальной службы базы данных, создав при Минфине IT-департамент. В итоге ГФС становится рядовым пользователем с возможностью редактировать только отдельные поля. Это решит и проблему изменения данных задним числом, и пропажу терабайтов информации.
Во-вторых, внедрить электронный кабинет налогоплательщика, который все никак не начнет работать.
В-третьих, заменить неработающий налог на прибыль, который выбивается административными методами, налогом на выведенный капитал. Новый налог будет начисляться только на выведенные из оборота деньги. Будь-то распределяемая прибыль, или просто решение акционеров изъять средства. Налог привязан к конкретной транзакции, и не требует проверки финансового результата. Благодаря такому подходу предприятию не надо скрывать прибыль, нет нужды куда-то выводить деньги к концу отчетного периода, ему не нужны офшоры, и администрирование со стороны налоговой становится значительно проще. Нет ни авансовых платежей в счет возмещения НДС, ни "выкручивания рук" с помощью уголовных дел.
А вот на предложение по уменьшению ставок министр финансов ответил отказом. И его позиция нам непонятна, так как вместо того, чтобы оценить, что нужно финансировать в стране сегодня, мы продолжаем поддерживать позавчерашние схемы распила. Хотя уже давно необходимо подойти к формированию бюджета по-новому. Оттолкнуться от необходимости, куда направлять деньги во время войны и экономического кризиса.
И все же нынешний состав Министерства финансов радикально отличается от предыдущего. Хотя бы тем, что начался диалог. Конечно, какой будет налоговая реформа, покажет время. А его осталось очень мало. Чтобы изменения вступили в силу с 1 января 2017 года, законопроект нужно принимать хотя бы в первом чтении до 1 июля.
Надеемся, что сотрудничество Минфина с общественными экспертами окажется плодотворным. Начало – хорошее.
Павел Себастьянович