Нового и важного – много. Например:
- Реформа таможни: изменения в Таможенный кодекс во имя прозрачности и простоты процедур (конец июля), запуск “единого окна“ плюс смена заместителя главы ГФС, отвечающего за таможню (все – конец августа).
- Пенсионная реформа: расширение базы ЕСВ, жесткое преследование теневых зарплат, перевод некоторых спецпенсий из ПФУ на выплаты из госбюджета (все – в конце декабря).
- Тарифы ЖКХ: провести ревизию системы субсидий по оплате услуг ЖКХ (в конце августа), регулярный пересмотр внутренних тарифов на газ и отопление на базе паритета цен с ценами импорта (с июля и ежеквартально).
- Борьба с коррупцией: новым законом предоставить НАБУ широкие возможности оперативной деятельности (июль), запустить электронное декларирование госчиновников и открытый доступ к этим данным на сайте (до конца августа).
- Земельная реформа: подготовка Кабмином проекта закона о продаже агроземель (сентябрь), его принятие Радой (декабрь).
- Управление госпредприятиями и приватизация: завершить (с участием Минэкономразвития) формирование списков неподлежащих приватизации предприятий с тем, чтобы утвердить законом и передать в ФГИУ те, что подлежат последующей приватизации (октябрь). Запуск упрощенных процедур приватизации небольших госкомпаний, внедрение передовых практик приватизации крупных предприятий, реализация проверки потенциальных покупателей с участием спецслужб (декабрь).
Помимо этого, в Меморандуме есть все то, что мы так давно любим с прошлого года, но уточненное и с новыми сроками исполнения:
- ликвидация существующих налоговых льгот и отказ от появления новых (привет низким акцизам на б/у авто);
- сужение области применения единого налога и подтягивания его нагрузки к общей системе к концу сентября);
- неприятие налоговых амнистий по поводу доходов и активов – и согласование соответствующих законопроектов с МВФ до их внесения в Верховную Раду;
- перезаключение договоров о двойном налогообложении (чтобы не бегали от налогов, ага);
- введение в действие косвенных методов определения налогооблагаемых доходов (октябрь) ;
- принятие законодательства о добыче янтаря (июнь, МВФ прийде – порядок наведе!).
О хорошем, давно обещанном, но до сих пор так и не исполненном: обещают ликвидировать налог на обмен наличной валюты (“Не верю!“ – кричал бы Станиславский). Ну и обещают упростить администрирование налогов в принципе, создать службу расследований вместо налоговой полиции.
От чтения утечек остается сильно двойственное чувство – как от рвотного в сахарной глазури. Вроде и есть много позитивного (борьба с коррупцией вот это наше все). Но задуманное в налоговой сфере сулит обвал экономики, бегство из страны экономически эффективной части населения и новый рост потребности в займах уже к началу 2017 года. Если учесть, что в 2019 году Украина должна начать выплаты по телу реструктурированных валютных гособлигаций (17 млрд. долларов), ситуация выглядит, мягко говоря, обескураживающе. В найденных на перекрестке улиц Банковой и Институтской черновиках Меморандума (на англ. языке) я не обнаружил ни одной цифры, сулящей снижение налоговой нагрузки. По-видимому, о повышении конкурентоспособности страны наши переговорщики при встрече с представителями Фонда даже не заикались.