Сто лет бы не интересовался законом о госбюджете, но не позволяет родное правительство его игнорировать. У нас слишком велика та доля ВВП, что распределяется через госбюджет и другие фонды (соцфонды, бюджет Пенсионного фонда и т. д.). Она катастрофично велика как для такой небогатой страны вроде Украины. И категорически не хочет сокращаться. Даже если смотреть только на долю сводного госбюджета – она оказалась, согласно закону о Госбюджете-2017, почти 37%. Хотя в бюджетной резолюции, опубликованной в июле, речь шла о 33%.
Читай также: Кабмин упростил работу с кассовыми аппаратами для малого бизнеса
На самом деле, даже 33% – это для Украины слишком много, потому что сюда надо прибавить еще Пенсионный фонд и много чего сверх того. И получится под 50%. Это – ответ на вопрос, почему у нас экономика не хочет расти. Ради удовлетворения расходных “хотелок“ ведомств и лоббистов Кабмин выложил на стол в Раде документ (проект госбюджета), который не согласуется ни с прогнозами самого Кабмина относительно ВВП и инфляции, ни с того же рода прогнозами, упакованными в Меморандуме Украины Международному валютному фонду.
Чтобы уравновесить сотни “дополнительных“ миллиардов, которыми приросла расходная часть госбюджета с момента опубликования бюджетной резолюции, Минфин включил в доходную часть крайне амибициозные планы по доходам от приватизации и (спец)конфискаций. Но, несмотря на это, сугубо налоговых поступлений запланировано неприлично много – около 40% с учетом единого социального взноса (ЕСВ).
МВФ абсолютно не настаивает на росте налогов. Посмотрите в Меморандум (которого в официальной версии еще в открытом доступе нет, увы). Там речь идет о разумном использовании денег налогоплательщиков и избегании дефицита госбюджета и соцфондов (включая Пенсионный). Переводим на нормальный язык: “Меньше красть денег налогоплательщиков“, тщательнее контролировать расходование бюджетных средств.
Читай также: ГФС назвала ТОП-10 компаний-налогоплательщиков
Что касается структуры налоговой нагрузки – мы видим уже второй по счету год, когда фискальное бремя переносится с крупного и особо крупного бизнеса на частных лиц, самозанятых и мелкий бизнес. По итогам прошедших месяцев 2016 года мы видим колоссальное перевыполнение по налогу на физлиц (НДФЛ), акцизам и НДС. То есть по тем налогам, которые преимущественно платят граждане. И недовыполнение по налогу на прибыль юрлиц, а также по рентным платежам. Хорошо, это было в 2016 году. А в 2017-м как? Есть резкий рост планов по сбору акцизов и существенный рост по НДС – за счет ликвидации спецрежима по НДС для аграриев.
Вполне вероятно, что при относительно мягком увеличении планов по налогу на доходы физлиц по этой статье в 2017 году будет еще более крутое перевыполнение, чем в 2016 году. Потому что в меморандуме зашито требование: “Сжатие сферы применения упрощенной системы налогообложения и усиление нагрузки для работающих по ней“. То есть появившиеся опасения за судьбу единого налога вполне могут оказаться оправданными.
Читай также: В Минфине анонсировали повышение зарплат врачам в 2017 году
Из новостей “двояковыпуклых“ – предусмотренная в меморандуме “гармонизация“ базы уплаты ЕСВ и НДФЛ с 1 января 2017 года. Идея о том, что ЕСВ и НДФЛ нужно взимать вместе, ходит давно. Даже не раз говорилось о том, что неплохо бы соединить оба налога. Но на это не пошли, так как база все же различается – ЕСВ не берут с доходов от инвестиций и депозитов, с отчуждаемого имущества и т. п. Поэтому идея о “гармонизации“ – с подвохом. Хотелось бы понимать, что за этим стоит. Скорее всего – ничего хорошего для налогоплательщиков, так как в том же меморандуме есть требование о борьбе за максимизацию поступлений от ЕСВ.
А вот требование меморандума об отмене с октября 2016 года сбора в ПФУ с покупки наличной валюты населением, похоже, будет саботироваться. Соответствующая статья доходов в проекте госбюджета-2017 имеется.
Из ключевых пунктов фискальной реформы – слияние налоговых и таможенных органов, а также повсеместное внедрение единого окна – до декабря 2016 года.
Что будет с деньгами в 2017 году
Прогноз роста ВВП | |
Кабмин: 3% | Меморандум: 2,5% |
Прогноз инфляции | |
Кабмин: 8,1% | Меморандум: 11% |
Рост доходной части госбюджета согласно законопроекту, поданному Кабмином +17,3% | |
Возможность роста доходов госбюджета при сценарии Кабмина по ВВП и инфляции: 11,3% | Возможность роста доходов госбюджета при сценарии Меморандума МВФ по ВВП и инфляции: 13,8% |
Вывод: правительству придется печатать деньги, делать новые долги, увеличивать налоговое давление | |
Возможные сценарии | |
Чрезмерная эмиссия означает выход инфляции за пределы 14% и девальвацию дальше среднегодового курса 28 грн./долл. | |
Чрезмерное привлечение займов означает невозможность восстановления экономического роста и недостижение 3% роста ВВП. Также – рост затрат на обслуживание госдолга в 2018 и последующие годы | |
Усиление налогового давления означает продолжение застоя – ВВП вряд ли вырастет больше, чем на 1–1,5%, если вообще не свалится в минус |
Важные и разные пункты меморандума Украины Международному валютному фонду
Читай также: В бюджет-2017 направят 10,5 млрд грн со спецконфискации
Банки
Продажа международным финансовым организациям пакетов акций 20% уставного капитала нынешних госбанков.
Подготовка к отмене прямых госгарантий по вкладам физлиц в Ощадбанке.
Продолжение программ докапитализации, усиление надзора, внедрение принципов корпоративного управления, стресс-тесты – в банках, в первую очередь в крупнейших.
Пенсионная система
Постепенно увеличивать возраст выхода на пенсию и сужать перечень случаев раннего выхода на пенсию. Сокращать привилегии, кроме как для армии.
Перевод спецпенсий из ПФУ в госбюджет.
Верификация получателей соцвыплат.
Снижение затрат на администрирование социальных фондов.
Энергосектор и субсидии ЖКХ
Достичь нулевого дефицита Нафтогаза к концу 2017 года.
Читай также: Правительство планирует в следующем году одолжить 175 млрд грн
Ежеквартальный пересмотр тарифов в случае отклонения цены импортного газа более чем на 10%
Сохранение реально грабительской системы “паритета с импортом“. Напомним, что Нафтогаз объявлял о получении 21,8 млрд грн прибыли по итогам первого полугодия 2016 года – за счет “паритета“.
К концу марта 2017 года запустить механизм монетизации экономии от субсидий.
Маяки по созданию рыночных механизмов газоснабжения и внедрение в тарифную политику стимулов снижения технических потерь тепла и газа – на сентябрь 2016 года. Но они не выполнены. И выполнены не будут, так как противоречат интересам реальных бенефициаров соответствующих компаний.
Управление госпредприятиями и борьба с коррупцией
Читай также: Бюджет-2017 позволит провести реформы в ключевых сферах - Данилюк
Снижение коррупции и повышение эффективности управления госпредприятиями.
План действий НАБУ в рамках инструментов FATF для предотвращения вывода активов.
Реформа системы финмониторинга, чтобы уйти от генерирования миллионов бесполезных отчетов – перейдя к эффективным процедурам. Кстати, рекомендуют пригласить к обсуждению процедур стейкхолдеров, то есть политиков, депутатов, экспертное сообщество.
До ноября 2016-го принять законодательство, наделяющее НАБУ широкими полномочиями, вплоть до права вести оперативную деятельность, перехват коммуникаций и т. п.
Усовершенствовать процедуру выполнения судебного приказа о выполнении платежа и аресте средств на счетах. В то числе в электронном виде – до конца сентября 2016-го внести соответствующие изменнеия в ГКУ и ХКУ.
Читай также: Новые законы: Что приняла Рада в сентябре
Бизнес-климат и дерегуляция
До конца сентября Кабмину внести в Раду закон об обороте сельхозземель, до конца декабря 2016 года принять его.
МЭРТ должен передать подлежащие приватизации предприятия ФГИ до конца октября 2016 года
В сентябре должен быть внесен, а в декабре 2016-го принят закон о процедуре верификации заинтересованных покупателей, участвующих в приватизации. Процедура должна включать участие ФГИ, а также другие органы власти и регулирующие органы.
Напомним, что 21 сентября Верховная Рада приняла к рассмотрению проект государственного бюджета на следующий год, а затем правительство передало проект государственного бюджета на 2017 год Международному валютному фонду для ознакомления.
Смотри также - Александр Крамаренко о налоговой реформе в Украине: