О цифрах бюджетной резолюции чудесно написал Даниил Монин. А я напишу о логике.
Логика проста: если хочешь остаться у власти, забирай деньги у тех, кто на выборы не ходит. И раздавай их своим оптовым спонсорам, а также тем, кто готов дешево продать свой голос.
Читай также: От редактора: Пинать и контролировать
Как это выглядит на практике и что меня персонально не устраивает в бюджетной резолюции? Первое - готовность правительства расплачиваться по внешним долгам без попыток совершить hair cut, то есть договориться с кредиторами о частичном списании основной суммы долга. Не нужно истерик, г‑да инвестбанкиры. Это наши деньги. И кредиторы получают по украинским валютным облигациям доход втрое больше, чем по облигациям развитых стран.
Почему? Потому что есть риск частичного списания. Почему бы не дать этому риску реализоваться хотя бы частично?
Доходность в три раза больше - это плюс 5% годовых. За 5, предположим, лет (а это сильно меньше срока обращения бумаг) набегает плюс 25% основной суммы. Поэтому мы имеем полное право требовать урезания основной суммы долга на четверть. Кредиторы не потеряют ничего, по сравнению с тем, что они бы заработали на бумагах развитых стран.
Читай также: Олександр Крамаренко: Допоможіть В.О. або #БезХештегів
И дело не только в не/справедливости полной выплаты основной суммы долга. Дело в том, что НБУ уже второй год кряду пылесосит валютный рынок ради того, чтобы накопить резервы к началу 2019 года, когда начнутся массированные выплаты. Тем самым Нацбанк поддерживает заниженный курс гривны и делает всех нас сильно беднее. Ближе к сроку НБУ начнет скупать валюту еще активнее. А минфин прямо осенью нынешнего года хочет начать размещение новых займов для выплаты старых. То есть налицо фанатичная защита интересов внешних кредиторов. Цена - девальвация и связанная с ней инфляция, а также подавление экономического роста. Не хочу такого сценария. Вот от слова совсем. Хочу частичного списания.
Еще хочу замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Потому что это открывает бизнесу возможность инвестировать получаемую прибыль, а не прикапывать ее в офшорах. Это - второе.
Читай также: От редактора: Готовиться надо
Хочу снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В том числе - за счет снижения ставки налога на доходы физлиц. Местные бюджеты являются основными получателями поступлений по этому налогу. Они уже реально бесятся с жиру - скоро анекдоты станем слагать о муниципальных схемах распила бюджетных денег. Избыток денег у местных князьков имеет оборотную сторону - высокую ставку подоходного. Хочу, чтобы ее урезали. Это - третье.
Главная претензия к бюджетной резолюции - она бесперспективна. То есть в ней нет перспектив активного экономического роста и восстановления среднего класса. Выход? Напомнить правительству, кто тут кого нанял на работу: мы - его.
Александр Крамаренко