Впрочем, без изъянов и пробелов в новом законе все равно не обошлось. По идее, следственные судьи, рассматривая ходатайства, уже не смогут “подмахивать“ за один раз десяток разрешений на обыск. “Но на практике это значит лишь то, что следователи и судьи просто потратят немного больше времени на санкционирование обысков бизнеса“, – приводит пример Василий Чередниченко, партнер юридической фирмы EXPATPRO.
Читай также: Как спасать документы и данные от изъятия
Присутствие адвоката не защит от неправомерных наездов правоохранителей и от нарушений во время обыска. Адвокат только сможет правильно зафиксировать все эти нарушения. Но не более того.
Не все однозначно с запретом на изъятие компьютерной техники и носителей информации. У следствия остается размытое основание для конфискации – невозможность проведения экспертизы без фактической передачи эксперту техники и оригиналов документов.
“То есть, сейчас следователь должен обосновать, что изъятая техника имеет значение для уголовного производства. Но со вступлением в силу закона правоохранителям будет достаточно сослаться на то, что она нужна эксперту для проведения исследования и все“, – комментирует Василий Чередниченко.
Читай также: В компанию пришли с обыском: как защитить свои права
К тому же, учитывая, что практически все компании устанавливают и на компьютеры, и на сервера защиту от взломов, есть риск, что при обысках следователи будут производить выемку, аргументируя это отсутствием возможности скопировать данные на месте.
При этом адвокатам будет значительно сложнее возвращать изъятую технику, так как назначение экспертизы позволит следователям сколько угодно держать у себя сервера и компьютеры, игнорируя жалобы и претензии правозащитников.
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 23 от 7 декабря 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 23 від 7 грудня 2017 року українською мовою.